вторник, 5 июля 2011 г.

Украинский верлибр: Перевернутый мир Михаила Семенко

Футуризм – прообраз искусства будущего. Это литературно-художественное течение возникло в 10-20 годах 20 века в Италии. Футуристы пытались создать новое искусство, провозглашали культ урбанистической, механизированной цивилизации и одновременно призывая к разрушению традиционной культуры и отказу от ее художественных и нравственных ценностей. Например, в знаменитом «Манифесте футуризма» 1909 года основоположник движения Филиппо Маринетти  призывал освободить мир от всего старого и ненужного, в том числе от музеев, библиотек, памятников архитектуры. Маринетти считал, что трепетать перед старыми картинами и статуями, это все равно, что хоронить свои эмоции, вместо того, чтобы потратить их на созидание нового искусства. Футуризм получил широкое распространение в странах Европы. Так, в России был популярен кубофутуризм, в Украине – панфутуризм. Самой яркой фигурой украинского футуризма стал поэт Михаил (Михайль) Семенко, который создал собственное направление – кверофутуризм.
Будущий лидер украинских футуристов Михаил Семенко родился на Полтавщине, под Миргородом, на земле подарившей Украине таких литературных гениев, как Котляревский и Гоголь. Сын писательницы Марии Проскуривны и учителя Василя Семенко, Михайль окончил реальное училище в родном городке, а затем отправился получать высшее образование в Петербург. Молодой человек не мог решить, какому занятию ему хотелось бы посвятить свою жизнь, поэтому поступил сразу в два учебных заведения – Психоневрологический институт и консерваторию по классу скрипки. Помимо этого Михайль Семенко увлекался живописью и модернистской европейской и российской поэзией того времени. Все  это нашло отражение в его творчестве.


Искусство поиска

Михаил Семенко – поэт-лирик. Его поэзию отличают особый взгляд на мир, кажущаяся простота, мелодичность, словесная игра. Стихи Семенко – неподдельно беззащитны, простодушны, искренны. Это особенно видно в ранних произведениях поэта, в частности в большинстве стихотворений написанных Семенко в 1910 году говорится о поисках своего места в жизни, одиночестве, отчаянии.

Первые стихи поэта были опубликованы в «Украинской хате» - литературно-публицистическом журнале, который пользовался огромной популярностью в среде украинской, националистично настроенной, интеллигенции. В 1913 году Михайль Семенко выпустил свой дебютный сборник стихов - «Prelude», в который вошли стихи, написанные под влиянием поэтов «Украинской хаты». Однако эта лиричная, но неглубокая поэзия  была внутренне не близка Семенко.
Вскоре в Петербурге молодой поэт познакомился с лидерами российского футуризма и увлекся новым литературным течением. В его стихах зазвучали заносчивые и дерзкие интонации «искусства будущего».  
Футуристы – передовой отряд европейского авангарда – провозглашали победу прогресса над всем устаревшим, города над селом, механизированной машинной цивилизации – над природой. Урбанизация, механизация, изображения машин, моторов и прочих изобретений – излюбленная тематика поэтов-футуристов. 
Также футуристы активно работали над созданием новых форм, которые способствовали бы отражению новой действительности. Так, они трансформировали художественный язык, вырабатывая новую граммтику, лексику, синтаксис. При этом большое внимание уделялось графической записи стихотворений, форме написания, так называемой «материальной» или «визульной поэзии». Эти эксперименты, по замыслу футуристов должны были стереть границы между видами искусств, привести к синкретизму в культуре.


Вернувшись в Украину из Петербурга, Михайль Семенко разрабатывает собственное направление «искусства будущего» - кверофутуризм (от латинского кверо – искать).
Хайль семе нкоми
Ихайль кохайль альсе комих
Ихай месен михсе охай
Мх йль кмс мих мих
Семенко енко нко Михайль
Семенко мих михайльсе менко
О, Семенко Михайль!
О, Михайль Семенко!

Кверофутуризм Михайля Семенко – это искусство поиска, поиска новых форм, новых выразительных средств, новой философии. Поэт ломает строфы, отказывается от ритма и рифм, бесконечно эксперементирует и часто прибегает к такой поэтической форме как верлибр. 

Верлибр Михайля Семенко импрессионестичен, поэт использует в своих стихах звук и цвет, динамику города и различные времена года. 

При этом, не смотря на склонность к литературным экспериментам, Семенко тяготеет к классическим формам стихосложения. При этом он совершенно своеобразно воспринимает реальность. Мир Михайля Семенко – неожиданный, вывернутый наизнанку, перевернутый, и очень добрый. Академическим стихотворением поэта считается произведение под названием «Желание»

Почему нельзя перевернуть мир?
Чтобы поставить все кверху ногами?

Спрашивает поэт в стихотворении, а потом рассказывает, что перевернув мир, он бы детям звезды, а служанке Маше – цветущие весенние березы. Особенностью поэтического языка Михайля Семенко можно считать использование им в стихах научных терминов, простонародной лексики и нестандартного синтаксиса.

Сожженный «Кобзар»

Идеология футуризма состоит не только в создании нового искусства, но и в полном отречении от культурного наследия прошлого. Так, основоположник футуризма Филиппо Маринетти еще в 1909 году призывал уничтожить музеи и библиотеки – он их называл хранилищами бесполезного старья, и предлагал избавиться от предметов искусства, например – сжечь Джоконду. Призыв итальянского поэта был подхвачен российскими кубофутуристами. В 1912 году в Петербурге вышел знаменитый сборник «Пощечина общественному вкусу». 

Вместо предисловия в книге был опубликован знаменитый эпатажный манифест - Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Алексей Крученых объявляли читателям о том, что они разрывают с литературными традициями и сбрасывают с «парохода современности» классиков русской литературы – Пушкина, Достоевского, Толстого, поскольку «прошлое – тесно».

В 1914 году Михайль Семенко выпустил одну из самых скандальных своих книг – небольшой, всего 8 страниц, сборник «Дерзания». В предисловии поэт, подобно итальянским и российским коллегам, отвергших авторитет классиков, объявил о ритуальном сожжении «Кобзаря» - главной книги украинского классика Тараса Шевченко. Таким образом поэт отрекался от идеалов прошлого, чтобы без помех работать над поиском искусства будущего.

Манифесты итальянских, французских и российских футуристов были крайне холодно приняты критиками. Не стало исключением и скандальное заявление украинского поэта. Большинство критиков назвали дерзкий манифест Семенко «мальчишеской выходкой», а некоторые книжные магазины даже отказались продавать эпатажную книжку. 

Впрочем, поэта это ничуть не огорчило – уже через несколько месяцев он издал сборник «Кверофутуризм», в котором полностью сформулировал основные положения украинского футуризма. Кверофутуризм - поисковый футуризм, в котором обожествляется движение, поиск, динамика. При этом икусство как бы «идет по кругу» - все детали используемые творцом, одинаково важны.

Михайль Семенко до конца жизни эпатировал читателей и дразнил критиков. Объявив в 1914 году о сожжении шевченковского «Кобзаря», десять лет спустя, в 1924 году, поэт издал свою первую итоговую книгу, сборник, в который вошлит его стихотворения 1910 – 1922 годов. Эту, свою первую большую книгу, неугомонный Михайль Семенко назвал именно «Кобзар», предложив таким образом заменить устаревшую, с его точки зрения, украинскую классику современным искусством. В ответ на  шквал критики, который последовал за выходом «Кобзаря», Михайль Семенко заявил, что проще трем верблюдям с телкою в 1\8 игольного ушка пролезть, чем футуристу сквозь украинскую литературу к своим продраться.

Мертвая петля панфутуризма

Не смотря на увлечение поэта одним из самых эпатажных литературных течений века, Михайль Семенко был тонким психологом и очень наблюдательным художником. Для футуризма не характерен психологизм, чувственность, лиричность, однако в творчестве Семенко, который в свое время числился одним из студентов академика Бехтерева, вы найдете и тонкий психологический анализ, и интеллектуальное видение окружающего мира, и импрессионистские и символистские мотивы. 

Лучшие образцы интимной и медитативной лирики поэта вошли в такие книги, как «Пьеро сдается», «Пьеро любит», «Пьеро мертвопетлюет» и «Девять поэм». Стихотворения, вошедшие в эти сборники пронизаны темой любви. Большинство  из них были написаны  в 1915-1917 годах, когда Михайль Семенко служил в армии. Поэт был телеграфистом во Владивостоке. В этом городе он встретил свою первую жену.

Я с Вами расстанусь и буду в Мельбурне
                         А может быть в Чикаго
Когда судьба играя сведет вместе нас
Я буду там водителем трамвая
Улицы будут дымны и хмуры
             Внезапно я увижу
Средь пассажиров Вас
Михайль Семенко, революционер от поэзии, вступил в коммунистическую партию еще в 1916 году. Он благосклонно отнесся к октябрьской революции 1917 года в России и даже не выступал против оккупации Украины Советской Россией. Не смотря на то, что Семенко всегда открыто выражал заинтересованность судьбой национального искусства в Украине, на деле он всегда оставался одиночкой, которого мало что интересовало, кроме собственного творчества. Так ни первая мировая война, ни революция в России, ни гражданская война в Украине – практически не нашли отражения в творчестве поэта. В революции поэт видел разрушение старого мира, отказ от устаревших ценностей, и потому приветствовал ее. Но вот коммунистические идеалы, поначалу радостно поддерживаемые, вскоре разочаровали его.

 В 20-х годах Михайль Семенко продолжает разрабатывать теорию футуризма, теперь уже – украинского панфутуризма. Поэт возглавляет  " Ударную группу поэтовв-футуристов",  «Ассоциацию панфутуристов» – Аспанфут, которую позже переименовывает в Коммунистическую Культуру – Коммункульт. Он издает журналы «Новая Генерация» и «Семафор в будущее».

Украинский футуризм просуществовал намного дольше, чем российская или итальянская версии этого литературного течения. Однако, уже в двадцатых годах   панфутуризм теряет свою актуальность и Семенко одним из первых понимает это. Впрочем, как и его лирический герой, грустный Пьеро, он не мог вырваться из мертвой петли футуризма. Он продолжает много и плодотворно работать, издавать книги, пытается даже по примеру Маяковского писать агитационные, плакатные стихи, однако вскоре отказывается от этой идеи.

Во второй половине 30-х годов по Украине прокатывается волна репрессий, жертвой которых стал и Михайль Семенко. Поэт был арестован и расстрелян в кровавом 1937 году, а его произведения на много десятилетий были вычеркнуты из украинской литературы. Возвращение Михайля Семенко к читателям началось лишь после того, как Украина обрела независимость



Возможно, Вам также будет интересно:

Украинский верлибр: король футоропрерий Гео Шкурупий

Украинский верлибр: Свободный стих в украинской литературе

Василь Стус: Слово, оплаченное жизнью

Верлибр серебряного века: Свободный стих в творчестве Велимира Хлебникова

Верлибры: что это такое?

Даниил Хармс: Азбука абсурда

Григорий Чубай Верлибры в переводе Ала Пантелята

Украинский верлибр: поэзия Григория Чубая

Украинский верлибр: поэзия расстрелянного возрождения

Сергей Жадан: история культуры начала столетия

Поэзия войны: Стихи дончан о войне в Донбассе

Комментариев нет:

Отправить комментарий