суббота, 5 октября 2013 г.

Украинский верлибр: поэзия Григория Чубая


Украинский авангард 70-х годов прошлого века – явление уникальное. Закончилась «хрущевская оттепель», когда казалось, что страна стала более либеральной, более открытой западному миру, когда появилась некая свобода слова и свобода творческой деятельности. Закончился период «шестидесятников», робко критиковавших власть, но сохранявших веру в социализм. Начинался период «застоя», а в культуре – период безвременья. Именно в этот момент на западе Украины возникает альтернативное литературное движение, на несколько лет Львов становится столицей украинского авангарда. Лидером, духовным центром уникального движения был молодой поэт Григорий Чубай.

Григорий Чубай
Короткая жизнь Григория Чубая, или Грицька, как поэт сам себя называл,  вмещается в несколько предложений: он родился в селе Березины Ровненской области в 1949 году, еще будучи подростком начал писать стихи. После окончания школы работал на радио в городе Радивилове, а в 1968 году написав поэму «Вертеп» девятнадцатилетний Чубай приезжает во Львов. Здесь он достаточно быстро знакомится с представителями львовского андеграунда, а также правозащитниками и диссидентами. Поэт становится лидером интеллектуально-молодежной среды, выступает, читая свои стихи. Вместе с друзьями он организовывает выпуск литературного журнала «Скрыня» (в переводе с украинского – Сундук) – один из первых журналов украинского самиздата. В 1972 году по стране прошла волна обысков и арестов. Был арестован и Григорий Чубай. Его выпустили через несколько дней после ареста, однако по городу прошел слух, что поэт
сотрудничает с КГБ и многие из бывших друзей шарахнулись от него. После ареста Григорий Чубай прекратил писать. Лишь спустя пять лет написал еще одну, последнюю свою поэму – «Говорить, молчать, и снова говорить». А в 1982 году, в возрасте 33 лет после долгой болезни Григорий Чубай умер.
Короткая биография, короткая жизнь, но очень яркий след. След, который еще только предстоит оценить, понять, принять.

Истинная суть вещей

Творческое наследие Григория Чубая не очень велико, что и понятно, если учитывать, что поэзии он посвятил всего несколько лет своей жизни. Все написанное им – несколько поэм и несколько небольших сборников стихов – при желании можно поместить в одну в книгу. При этом все стихи и поэмы, разные и по форме, и по используемым в них художественных приемах, и по тематике – можно читать как одно большое произведение. Чубай – очень цельный автор.
И писал  он для тех, кто привык задумываться над каждой строчкой, привык задавать вопросы и искать ответы на них. Для читателя неподготовленного, привыкшего находить в произведениях готовые формулы, готовые ответы -  творчество Чубая – дебри, бред, нагромождение бессмысленных образов. Многие произведения поэта не имеют однозначной трактовки. Судите сами:

ПАСХА

Все жилища и храмы наши в долине
а на горе дракон
сидит и смотрит в долину
а то начнет рисовать гуцульские
писанки чтоб в долине поверили
Что дракон тот местный

взялся и в этот раз он рисовать
катились писанки с горы глиной
размокли
выбежали мы к воротам чтоб на
писанки те посмотреть
а на писанке каждой
тюрьма нарисована

Что это? Завуалированная критика атеистического советского режима, где за открытую религиозность можно было поплатиться карьерой, а то и свободой? Или образный рассказ о каких-то внутренних демонах, живущих в глубине души? Или отсылка к незнакомым нам западно-украинским гуцульским легендам?


Мне кажется, что на самом деле нет в стихах этого поэта никаких скрытых намеков, никаких особых символов, завуалированных посланий. Григорий Чубай видит истинную суть вещей, видит мир таким, какой он есть на самом деле, а не таким каким он выглядит для большинства из нас. Видит не форму, но содержание.  И поэтому в произведениях поэта реальны и дракон на горе, и говорящие шкафы, и мучающиеся бессонницей ведра с водой.

БЕССОННИЦА

В двух ведерках
Синяя вода в полночь
Напрасно силится
Металлические веки слепить

Григорий Чубай обладал сверхчуткой душой, он видел и чувствовал то, что было скрыто от всех нас. Это было его даром. И проклятьем. Потому что поэт видел не только красоту окружающего мира, но и ложь, фальшь, лицемерие, все то, что сам Чубай называл эрзацами, то, что причиняло ему боль. И о чем он не мог молчать.

НМ-дискурс

Творчество Григория Чубая принято относить к украинскому нео-модернзму 70-х для которого характерны социальная манифестарность, ориентированность на фольклорный материал и отрицание профессионализма. Все это в той или иной мере присутствует в поэзии Чубая.
Многие произведения поэта можно трактовать, как антисоветские, содержащие критику или негативную оценку действующего режима, недовольство им. Например,

Ой, дивные да предивные
Надо мною сны всю ночь…
Снится: пускаю я пану петуха
И скачу вороным на Сечь.

А за мною вслед – погоня.
А за мною по травам – кони.
А за мною вслед – сам пан со своей стражею,
А за мною вслед секретарь райкома партии!

- Ой ты, долгая дорога со страху!
Я бегу. Убегает нация. –
А за мною вслед
Товарищ Личковаха
Завотделом пропаганды и агитации.

Но протест – не лейтмотив творчества Чубая. Скорее это просто констатация гражданской позиции, не более. Грицько Чубай по большому счету не был диссидентом, бунтарем, борцом с режимом, идейным оппозиционером. Он был философом. И в своих стихах говорил не о противостоянии конкретной власти, а о противопоставлении личности - и социума, человека – и государства, и, наконец, человеческой души – и окружающего мира в целом. Именно поэтому, даже спустя 20 лет после падения СССР произведения Чубая все также актуальны.

Причастность поэта к НМ-дискурсу сказалась также и на формах и приемах, которые он использовал в работе со словом. Поэт в совершенстве владел мастерством рифмованного стиха, и немалая часть его стихотворений написан по всем правилам классического стихосложения. Но также часто он обращался к альтернативным формам поэзии, в частности к такой поэтической форме как верлибр. Верлибр Грицька Чубая – сложный, закрытый, философичный. Стихи Чубая – часто лиричные, очень образные, легко читаются, но сложны к пониманию и требуют от читателя определенных усилий и некоторого уровня подготовки.

Мир - вертеп

В творческом наследии поэта нет второстепенных, проходных произведений. Все его стихотворения и поэмы в равной степени глубоки, интересны, знаковы.  Однако, некоторые произведения все-таки можно выделить. Так, особого внимания безусловно заслуживает поэма «Вертеп». Это первое произведение поэта, принесшее ему известность. Именно после написания «Вертепа», юный Чубай приехал во Львов, где выступал перед студентами, читая ее. Именно эта поэма была издана самиздатом – и переходила из рук в руки. И именно «Вертеп» принес автору самые большие неприятности в его жизни – поэма содержала неприкрытую критику советского режима, чего власти не могли простить. Именно «Вертеп» искали и изымали у львовских диссидентов во время обысков в 1972 году.


Интересно, что спустя почти полвека «Вертеп» остается таким же протестным, полным юношеского максимализма и бескомпромиссности, произведением.

Для правильного понимания поэмы, прежде всего, следует отметить, что под словом вертеп Григорий Чубай подразумевал не логово разбойников, а украинский народный рождественский театр. Вертепом в западной Украине называют двухэтажные кукольные домики, которые используются для показа кукольного театра на улицах, Как правило на втором этаже домика демонстрируются рождественские христианские сценки, а на первом – шуточные сценки из народной жизни. Таким образом, Чубай описывает наш мир – как театр. Но в отличие от шекспировского, мир Чубая – это театр кукольный. И люди в нем не актеры, а «куклы на пальчиках обманных».

В своем произведении поэт говорит о современном обществе, которое «вымуштровано» до состояния роботов, которое находится в постоянном движении, для которого высшая истина – «блажен, кто ест когда захочет». Современный социум автор сравнивает с живыми желудками, которые только и заняты тем, что «глотают и жуют». Он хотел бы отстраниться от того, что видит вокруг, хотел бы остановить круговорот бегущих, марширующих роботов. Но… «цивилизация взяла мою поэму и на своих всепоедающих зубках долго хрустела эпитетами и метафорами, долго обижалась и жевала, жевала, жевала, пока не сьела всю до точки».
Сегодня эта поэма все также современна, только ныне она воспринимается не как антисоветское выступление, а как оплеуха нашему обществу потребителей.


Украина – уникальная страна, в которой на деньгах вместо президентов изображены поэты. Вряд ли портрет Гриория Чубая когда-нибудь появится на гривнах. Да и в школьных учебниках стихотворений этого интереснейшего украинского поэта нет, и не думаю что в ближайшее время они там появятся. И это хорошо, потому что незаангажированный,  богемный, гонимый при жизни поэт – остался таким же и сегодня. Остался поэтом для думающих, чувствующих, ищущих. Для тех, кто не желает быть просто жующим желудком.


Возможно, вам также будет интересно:







2 комментария:

  1. Великолепная статья! Чубай - действительно был и есть уникальным явлением в украинской литературе, его поэзия дейстивтельно европейского уровня, что было большой редкостью не только в то время (что весьма объяснимо), но, увы, является таковой и сейчас.

    ОтветитьУдалить
  2. Это очень замечательная статья. Мое почтение ее автору, который смог создать столь цельный текст и поспособствовать популяризации столь незаслуженно неизвестного украинского автора.

    ОтветитьУдалить