среда, 13 марта 2013 г.

Украинский верлибр: король футоропрерий Гео Шкурупий

20-30-е годы прошлого века вошли в историю культуры Украины под названием «Расстрелянного возрождения». Это особый период в культуре страны, который характеризуется появлением большого количества поэтов, писателей, художников, драматургов, композиторов.  С 1921 по 1931 года в Украине возникает большое количество литературных и художественных объединений, поэтических школ, театров, открываются литературные журналы, выходят книги. В этот период украинская культура достигает своего расцвета и перевешивает влияние любых других культур на территории страны. В начале 30-х годов по Украине прокатилась волна репрессий, в результате которых практически все выдающиеся деятели культуры были арестованы и сосланы, а многие – расстреляны. Одним из интереснейших представителей «расстрелянного возрождения» был поэт Гео Шкурупий.


Гео Шкурупий

Гео Шкурупий был приверженцем футуризма – популярного в начале 20 века авангардного направления в литературе и искусстве. Футуризм предполагал крайний формализм, индивидуализм, отказ от общепринятых поэтических и творческих форм. Футуристы считали классицизм и реализм устаревшими направлениями в искусстве и призывали к отказу от них. Также для футуристов были характерны тематика урбанизации и индустриализации – искусство будущего, по мнению представителей этого направления, должно было бы воспевать города, машины, скорость и  различные технологии.



Георгий, победитель дракона




Гео Шкурупий считал своими учителями российского футуриста Владимира Маяковского и украинского эпатажного поэта Михайля Семенко. Футуризм, а если быть точнее – украинская его версия, получившая название панфутуризма, увлекала его  своей революционностью. Шкурупию нравился эпатаж, нравились смелые литературные эксперименты, нравилось бросать вызов критикам и удивлять читателей. Его вообще привлекало все нестандартное.  Даже свое имя Георгий он превратил в необычное Гео.

 Гео Шкурупий дебютировал в 1920 году, опубликовав в популярном литературном альманахе «Гроно» два рассказа – «Мы» и «Во время великих страданий». Тогда ему было всего 17 лет, но его прозаические произведения были встречены достаточно тепло. Спустя год Шкурупий опубликовал подборку своих стихов, а в 1922 году вышел его первый поэтический сборник - «Психетози. Витрина третья». В первой книге поэта нашли отражение его авангардистские взгляды. Так, большинство стихотворений, вошедших в сборник, построены на диссонансных и неожиданных рифмах, написаны без знаков препинаний, также очень часто поэт использует такую поэтическую форму, как верлибр. Сам автор сборника на обложке значился, как «король футоропрерий Гео Шкурупий».

Я - король,
Я - святой,
Я - Георгий
Победитель Дракона!
Не подходите ко мне,
Потому что,
Потому что,
Потому что,
Потому что съем.

Гео Шкурпий принимал активное участие в литературной жизни страны. Он написал и опубликовал ряд теоретических статей о футуризме, выступал на литературных вечерах и принимал участие в дискуссиях. При этом поэт состоял в большинстве авангардистских литературных организациях, действовавших в Украине в то время. В том числе Шкурупий входил в «Комкосмос», Аспанфут (Ассоциация панфутуристов), Комункульт (Ассоциация коммунистической культуры), ВАПЛИТЕ, Новая генерация. Все эти объединения в той или иной мере возглавлялись или были созданы при участии Михайля Семенко. Сам Семенко – лидер украинских футуристов и интереснейший поэт того культурного периода – отзывался о Шкурупии, как об «остроумном деструкторе и талантливом поэте-художнике».

В 1923 году вышел в свет второй сборник стихов – «Барабан. Витрина вторая», в котором Шкурупий окончательно разрывает с традициями и канонами. Его излюбленной формой становится верлибр, он эпатирует читателя ломкой классических строф и словотворчеством, экспериментирует с неожиданными рифмами. Темы, поднимаемые поэтом, характерны для панфутуризма – это авангардная, урбанистическая лирика. Шкурупий восторженно рассказывает о грядущем, воспевает человека будущего.

Песни расстрелянного капитана

Увлечение поэта «искусством будущего» продлилось практически всю его недолгую жизнь. Лишь в середине 20-х годов Гео Шкурупий ненадолго отходит от идеалов панфутуризма. Он поддерживает поэтов и литераторов, которые уходят из футуристических объединения, а в его книге 1925 года «Искры слов» отчетливо звучит голос Шкурупия-лирика и романтика, который видит мир далеко не в розовых тонах. В стихах поэта все меньше футуристической бравады, на смену восторженным рассказам об обновленной жизни и духовной силе человека будущего, приходят немного саркастичные, немного горькие размышления о… морских путешествиях и приключениях. Именно о море писал Гео Шкурупий в сборниках «Искры слов», «Море» и «Для друзей-поэтов, современников вечности». Хрестоматийным считается стихотворение Шкурпия «Песня зарезанного капитана», в котором поэт воспевает романтику морских приключений. Лирический герой  - погибший капитан – призывает своих товарищей с радостью и песней идти на смерть, потому что пьяная отвага, шквалы, волны и морские сражения куда прекрасней, чем кабацкие драки и даже «объятия Кончиты».

В 1930 году Гео Шкурупий возглавил киевский филиал литературного объединения «Новая генерация» и стал главным редактором одноименного журнала. Он успел выпустить всего два номера до своего ареста…
Современные исследователи творчества Гео Шкурупия утверждают, что талант этого поэта никак не мог уместиться в прокрустово ложе советской литературы. Этот поэт-экспериментатор, революционер от литературы, не смотря на явно левую тематику многих своих произведений, все-таки не одобрял действия советского режима. При этом принято ссылаться на одно из последних произведений Шкурупия - поэму «ЗИМА 1930 года», в которой поэт довольно неприглядно описывает коллективизацию украинского крестьянства. Вполне возможно, что Гео Шкурупий действительно поплатился жизнью за свои политические взгляды и необдуманную критику – в 1937 году в СССР расстреливали и за меньшее. А может он просто угодил страшные колеса репрессионной советской машины по доносу одного из своих многочисленных друзей, поскольку Гео Шкурупий был очень общительным и имел сотни друзей-приятелей. Но, так или иначе, поэт был арестован в 1934 году по обвинению в участии в «Объединении Украинский Националистов». В 1937 году Гео Шкурупий был расстрелян, а его дерзкие, вызывающие, романтичные стихи и рассказы были на долгие годы вычеркнуты из украинской литературы. Возвращение поэта к читателю началось лишь после того, как Украина обрела независимость.



Возможно Вам также будет интересно:

Украинский верлибр: свободный стих в украинской литературе

Василь Стус: слово оплаченное жизнью

Украинский верлибр: перевернутый мир Михайля Семенко

Верлибр серебряного века: свободный стих в творчестве Велемира Хлебникова

Верлибры: что это такое?

Европейский верлибр: поэзия Пауля Целана

Григорий Чубай верлибры в переводе Ала Пантелята
\
Украинский верлибр: поэзия Григория Чубая 

Тарас Малкович: Тот кто любит длинные слова

Поэзия майдана: стихи украинской революции

Украинский верлибр: поэзия расстрелянного возрождения

Комментариев нет:

Отправить комментарий