20-30-е
годы прошлого века вошли в историю культуры Украины под названием
«Расстрелянного возрождения». Это особый период в культуре страны, который
характеризуется
появлением большого количества поэтов, писателей, художников, драматургов,
композиторов. С 1921 по 1931 года в
Украине возникает большое количество литературных и художественных объединений,
поэтических школ, театров, открываются литературные журналы, выходят книги. В
этот период украинская культура достигает своего расцвета и перевешивает
влияние любых других культур на территории страны. В начале 30-х годов по
Украине прокатилась волна репрессий, в результате которых практически все выдающиеся деятели культуры были арестованы и сосланы, а многие – расстреляны.
Одним из интереснейших представителей «расстрелянного возрождения» был поэт Гео
Шкурупий.
Гео Шкурупий был приверженцем футуризма – популярного
в начале 20 века авангардного направления в литературе и искусстве.
Возможно Вам также будет интересно:
Украинский верлибр: свободный стих в украинской литературе
Василь Стус: слово оплаченное жизнью
Украинский верлибр: перевернутый мир Михайля Семенко
Верлибр серебряного века: свободный стих в творчестве Велемира Хлебникова
Верлибры: что это такое?
Европейский верлибр: поэзия Пауля Целана
Григорий Чубай верлибры в переводе Ала Пантелята
\
Украинский верлибр: поэзия Григория Чубая
Тарас Малкович: Тот кто любит длинные слова
Поэзия майдана: стихи украинской революции
Украинский верлибр: поэзия расстрелянного возрождения
Георгий Шкурупий |
Футуризм
предполагал крайний формализм, индивидуализм, отказ от общепринятых поэтических
и творческих форм.
Футуристы считали классицизм и реализм устаревшими
направлениями в искусстве и призывали к отказу от них.
Также для футуристов
были характерны тематика урбанизации и индустриализации – искусство будущего,
по мнению представителей этого направления, должно было бы воспевать города,
машины, скорость и различные технологии.
Георгий,
победитель дракона
Гео Шкурупий считал своими учителями российского
футуриста Владимира Маяковского и украинского эпатажного поэта Михайля Семенко.
Футуризм, а если быть точнее – украинская его версия, получившая название
панфутуризма, увлекала его своей
революционностью. Шкурупию нравился эпатаж, нравились смелые литературные эксперименты,
нравилось бросать вызов критикам и удивлять читателей. Его вообще привлекало
все нестандартное. Даже свое имя Георгий
он превратил в необычное Гео.
Гео Шкурупий
дебютировал в 1920 году, опубликовав в популярном литературном альманахе «Гроно»
два рассказа – «Мы» и «Во время великих страданий». Тогда ему было всего 17
лет, но его прозаические произведения были встречены достаточно тепло. Спустя
год Шкурупий опубликовал подборку своих стихов, а в 1922 году вышел его первый
поэтический сборник - «Психетози. Витрина третья».
В первой книге поэта нашли
отражение его авангардистские взгляды. Так, большинство стихотворений, вошедших
в сборник, построены на диссонантных и неожиданных рифмах, написаны без знаков
препинаний, также очень часто поэт использует такую поэтическую форму как верлибр. Сам автор сборника на обложке значился, как «король футоропрерий Гео
Шкурупий».
Я - король,
Я - святой,
Я - Георгий
Победитель Дракона!
Не подходите ко мне,
Потому что,
Потому что,
Потому что,
Потому что съем.
Гео Шкурпий принимал активное участие в литературной
жизни страны. Он написал и опубликовал ряд теоретических статей о футуризме, выступал
на литературных вечерах и принимал участие в дискуссиях. При этом поэт состоял
в большинстве авангардистских литературных организациях, действовавших в
Украине в то время. В том числе Шкурупий входил в «Комкосмос», Аспанфут (Ассоциация панфутуристов), Комункульт (Ассоциация
коммунистической культуры), ВАПЛИТЕ, Новая генерация. Все эти объединения в той
или иной мере возглавлялись или были созданы при участии Михайля Семенко. Сам
Семенко – лидер украинских футуристов и интереснейший поэт того культурного
периода – отзывался о Шкурупии, как об «остроумном деструкторе и талантливом
поэте-художнике».
В 1923 году вышел в
свет второй сборник стихов – «Барабан. Витрина вторая», в котором Шкурупий
окончательно разрывает с традициями и канонами. Его излюбленной формой
становится верлибр, он эпатирует читателя ломкой классических строф и словотворчеством,
экспериментирует с неожиданными рифмами. Темы, поднимаемые поэтом, характерны
для панфутуризма – это авангардная, урбанистическая лирика. Шкурупий
восторженно рассказывает о грядущем, воспевает человека будущего.
Песни
расстрелянного капитана
Увлечение поэта «искусством будущего» продлилось
практически всю его недолгую жизнь. Лишь в середине 20-х годов Гео Шкурупий ненадолго
отходит от идеалов панфутуризма. Он поддерживает поэтов и литераторов, которые
уходят из футуристических объединения, а в его книге 1925 года «Искры слов»
отчетливо звучит голос Шкурупия-лирика и романтика, который видит мир далеко не
в розовых тонах. В стихах поэта все меньше футуристической бравады, на смену
восторженным рассказам об обновленной жизни и духовной силе человека будущего,
приходят немного саркастичные, немного горькие размышления о… морских
путешествиях и приключениях. Именно о море писал Гео Шкурупий в сборниках «Искры
слов», «Море» и «Для друзей-поэтов, современников вечности». Хрестоматийным
считается стихотворение Шкурпия «Песня зарезанного капитана», в котором поэт воспевает
романтику морских приключений. Лирический герой
- погибший капитан – призывает своих товарищей с радостью и песней идти
на смерть, потому что пьяная отвага, шквалы, волны и морские сражения куда
прекрасней, чем кабацкие драки и даже «объятия Кончиты».
В 1930 году Гео Шкурупий возглавил киевский филиал
литературного объединения «Новая генерация» и стал главным редактором
одноименного журнала. Он успел выпустить всего два номера до своего ареста…
Современные исследователи творчества Гео Шкурупия
утверждают, что талант этого поэта никак не мог уместиться в прокрустово ложе
советской литературы. Этот поэт-экспериментатор, революционер от литературы, несмотря на явно левую тематику многих своих произведений, все-таки не одобрял
действия советского режима. При этом принято ссылаться на одно из последних
произведений Шкурупия - поэму «ЗИМА 1930 года», в которой поэт довольно
неприглядно описывает коллективизацию украинского крестьянства.
Вполне
возможно, что Гео Шкурупий действительно поплатился жизнью за свои политические
взгляды и необдуманную критику – в 1937 году в СССР расстреливали и за меньшее.
А может он просто угодил под страшные колеса репрессионной советской машины по
доносу одного из своих многочисленных друзей, поскольку Гео Шкурупий был очень
общительным и имел сотни друзей-приятелей. Но, так или иначе, поэт был
арестован в 1934 году по обвинению в участии в «Объединении Украинский
Националистов». В 1937 году Гео Шкурупий был расстрелян, а его дерзкие,
вызывающие, романтичные стихи и рассказы были на долгие годы вычеркнуты из
украинской литературы. Возвращение поэта к читателю началось лишь после того,
как Украина обрела независимость.
Возможно Вам также будет интересно:
Украинский верлибр: свободный стих в украинской литературе
Василь Стус: слово оплаченное жизнью
Украинский верлибр: перевернутый мир Михайля Семенко
Верлибр серебряного века: свободный стих в творчестве Велемира Хлебникова
Верлибры: что это такое?
Европейский верлибр: поэзия Пауля Целана
Григорий Чубай верлибры в переводе Ала Пантелята
\
Украинский верлибр: поэзия Григория Чубая
Тарас Малкович: Тот кто любит длинные слова
Поэзия майдана: стихи украинской революции
Украинский верлибр: поэзия расстрелянного возрождения
Комментариев нет:
Отправить комментарий