вторник, 5 марта 2013 г.

Вислава Шимборска: Грета Гарбо мировой поэзии


В Польше круг почитателей противоречивых, провокационных работ Виславы Шимборской давно уже вышел за пределы ограниченного числа ценителей современной поэзии. Сама же Вислава лишь время от времени шутила по поводу того, насколько далека поэзия от жизни общества. Сама поэтесса жила закрытой от общества жизнью. Итальянская газета назвала ее "Гретой Гарбо мировой поэзии". Да, она была самодостаточна настолько, чтобы не страдать от одиночества, но почитателям ее творчества мало о чем говорит этот образ аскетичной, суровой женщины, отбивающейся, как дубинкой, от окружающегося мира... Чтобы понять внутренний мир этой женщины, пожалуй, стоит вспомнить фильм "Ниночка", где Грета Гарбо смеется. Шимборска прошла подобную трансформацию, от официального поэта, восхваляющего коммунистический режим Народной Республики, до человека, который, после смерти Сталина, обрел свободу смеяться, иногда высмеивать, и  просто наслаждаться чудом жизни и писать об этом.

Для нее существовало два чуда жизни, две загадки: одна - это постоянное "Я не знаю", именно это, если мы процитируем ее Нобелевскую речь, объясняет, как же человечеству удалось достигнуть прогресса. 

Более доминирующим было чудо красоты мира и цивилизации. В одном из стихотворений она представляет Сталина в виде йети в своем далеком мире в Гималайях, и описывает ему красоту цивилизации, оставшуюся за железным занавесом:

 Йети, у нас здесь есть Шекспир.
Йети, мы играем в пасьянс
 И на скрипке.
С приходом ночи мы включаем свет, Йети...

Даже пережив войны, который практически уничтожили Польшу, она сохранила, как военный трофей, оптимизм; она говорила, что "Грусть - прекрасная категория"...

Вислава Шимборска родилась 2 июля 1923 года в городе Пнин, возле Познани. Получила образование в Кракове. В 1943 году она работала железнодорожным служащим, избежав, таким образом, фашистской депортации и принудительных работ. После войны она продолжила свое образование, изучая польскую филологию и социологию в университете в Кракове. 

В это время она знакомится с Чеславом Милошем, поэтом, который получит Нобелевскую премию по литературе в 1980 году; они стали друзьями, и его строгая и откровенная поэзия будет иметь большое влияние на Виславу. Позже Чеслав называл ее работы "послекоперниковские, посленьютоновские, последарвинистские, последвухмировыхвоенные, послепреступленческие и послеизобретенческие..."

В 1949 году Шимборска издала книгу стихов, которая была нещадно подвергнута цензуре за несоответствие коммунистическим догматам, и она на какое-то время смогла применять в своей поэзии методы соцреализма. Ее сборник 1952 года содержал стихи, восхваляющие Ленина, а также новостройку, индустриальный город возле Кракова. Годы спустя она говорила поэту и критику Эдварду Хиршу : "в  молодости я верила коммунистической доктрине. Я хотела коммунизмом спасти мир. Очень скоро я поняла, что это не работает, и я никогда не притворялась, что не была частью этого"...

 Но ее уникальный голос уже звучал неповторимо. Она отказывалась от мысли, что пережитый опыт может быть ординарным, и находила нечто трансцендентное даже в газетных объявлениях. Вскоре она начнет писать стихи о грамматических упражнениях и цифре Пи. " Госпожа Шимборска смотрит на действительность под таким углом, под которым вы лично не смогли бы за тысячу лет увидеть так эту реальность", сказал доктор Кавана в день получения Нобелевской премии. 

Большинство стихов Шимборской написаны в такой форме как верлибр. Осознанно отказавшись от рифмы и ритма, поэтесса сумела добиться особой доверительности, повествовательности. Ее стихи были понятны по теме и языку, но ее игривость и тенденция изобретать слова привели к тому, что ее тяжело было переводить и она была мало известна за рубежом. Она воспринимала серьезно роль поэта в обществе, и в своей речи при получении Нобелевской премии она задала вопрос, почему люди неохотно называют поэзию своим основным делом и профессией.

В своей нобелевской речи Шимборска шутила о жизни поэтов, говоря, что можно снять прекрасные фильмы о жизни великих ученых и художников, однако поэты являются гораздо менее привлекательным материалом. "Их работа совершенно непривлекательна для кинематографа,- говорила она. - Человек сидит за столом или лежит на диване, недвижимый, устремив пустой взор в стену или в потолок. Время от времени он записывает несколько строчек, потом половину вычеркивает 15 минут спустя, проходит еще час, во время которого ничего не происходит. Кто будет смотреть такой фильм? "

Часто стихи Шимборской были созерцательны, но она также писала о смерти, пытках, войне, даже о Гитлере... При этом в ее работах сквозит любовь ко всему - даже к библейской фигуре жены Лота, оглянувшейся на проклятый город: 

Говорят, что я оглянулась из любопытства,
Но у меня могли быть другие причины.
Я оглянулась, оплакивая мое серебряное блюдо.
Или необдуманно поправляя спавший сандалий.
Проверяя, нет ли преследователей.
Мой муж поражен тишиной 
и надеется, 
что Господь передумает. 


У нее было довольно скромное количество стихов, когда она, пятая по счету гражданка Польши, получила Нобелевскую премию - около 200 стихов были опубликованы в периодических изданиях за полстолетия, всего же насчитывается меньше 400 стихов.

 Она сама написала свою эпитафию, говорящую о том, что она считала свое литературное наследие очень скромным: "Простая могила? В этом есть поэтическая справедливость... Прохожий, достань свой ноутбук, нажми POWER, задумайся на полминуты о судьбе Шимборской".

 Вислава Шимборска умерла во сне, 1 февраля 2012 года, в возрасте 89 лет. 54 года назад она предрекла такой конец в одном из своих стихов:

Смерть? Она приходит во сне,
Так и должно быть.
Ты будешь видеть сны о том,
что не нужно больше дышать...
Нет страха - страшнее
Звук лепестков,

Комментариев нет:

Отправить комментарий