пятница, 6 сентября 2013 г.

Верлибры современных авторов: Оксана Давыдова

Оксана Давыдова. Родилась и живет в Киеве. Работает редактором журнала для детей «Вигадуй. Думай. Грай». Пишет сказки и рассказы для детей. В юности писала верлибры, небольшую подборку которых мы и представляем вашему вниманию. Отличительная черта верлибров Оксаны - в них часто знаки препинания заменяются отступами, заглавными или маленькими буквами, курсивом и т.п.. При этом ее стихи отличает лаконичность, внимание к деталям,  особый внутренний ритм.

Оксана Давыдова
 А еще -  легкость. Строчки стихов короткие, образы достаточно простые, но при этом не поверхностные. Прочтите верлибры Оксаны Давыдовой, погрузитесь в ее поэзию, откройте для себя современный украинский верлибр - вам обязательно понравится.

Оксана Давидова. Народилася і мешкає в міст Києві. Працює редактором журналу для дітей «Вигадуй. Думай. Грай». Пише казки й оповідання для дітей. В юності писала верлібри, невелику добірку яких ми представляємо до вашої уваги. Відмінна риса верлібрів Оксани – в них часто розділовими знаками виступають відступи, великі й маленькі літери, курсив тощо. При цьому її вірші вирізняє лаконічність, увага до деталей, особливий внутрішній ритм. А ще – легкість. Рядки віршів короткі, образи досить прості, але при цьому не поверхові. Прочитайте верлібри Оксани Давидової, пориньте в її поезію, відкрийте для себе сучасний український верлібр – вам обов’язково сподобається.




Из истории
   железнодорожного
                      движения

время 1
Стучит колесами поезд, –
      наверное, хочет войти

Открою дверь.
Он въезжает за стол,
И,
     загудев как перезревший
                чайник,
     наливает кипяток из парового котла

время 3
Пьем.
            думаем о своем.

Вздрогнул столик
      значит,
пора
    прощаться –
                        конец стоянки.

время 4
Посасывая от
                         тошноты
    кислую конфету

поцелую шпалы
    вслед
       исчезающим за семафором
                                       вагоном.

время 5
Перевожу стрелки.
           Часы рельс
              показывают
           начало конца

время 6
Хрустнув дорожным леденцом
    складываю посуду.
        Собираюсь.
              Мне уже не пора –
                            мой поезд ушел.

                                                      10.07.1997

        Звонарь
Звонить устал
Потому что осень
И убрали хлеба на полях
  Кто же теперь будет
Слушать гул колоколов – снег
Выпадет и станут поля
  Цвета дорогой бумаги
Зачем же звонить
            Чистой бумаге,
Ведь она не имеет
   ни мыслей, ни слов,
         ни черных
                    пятен

                                   6.1998
  


За убийство будильника
Приговаривается к выговору от начальства

                                    10.07.1997


Я забыла как
   выглядит мир.
Давно вижу
   лишь
        меняющуюся
              картинку
на стене вагона

                                    29.04.1998


Даже возможность помнить свое прошлое
 не компенсирует
не-возможность
встречи со своим будущим.
Оно постоянно ускользает,
трансформируясь в настоящее.

                                      9.02.1999

Человек, держащий небо
   И затылком – облака
Выколачивает трубку
 И – в вулканы вся зола.
Он танцует джигу –
   в Альпах
ему море – как вино
Ну а мы… –
                      червей мы ящик,
не пригодных ни к чему

                           18.01.1998



Когда мы вырастем
и станем большими, как
деревья, мы будем
Брать звезды и
класть их в реки,
озера, пруды, лужи
и в капли росы, –
Как это делают
те, кого мы не видим

                       Брусино  2.05.1998


И нас приставляли к стенке,
Помеченной карандашом
И нас приставляли к стенке,
Изрезанной острым ножом.
Над  нами писали даты,
Что плитами улеглись
На яркие детские годы,
 Ведь мы-то росли не вниз…

                        30.11.1997


Четвертый день
учусь не отражаться
в зеркале.

Но блестящие
осколки, поджидая,
отрывают
кусочки меня,
что бы после
швырнуть их
мне в лицо

                   24-25.07.1998


Женщины красят ярким
      прорези для поцелуев

Чем ярче –
             тем требовательнее.

Поцелуи со вкусом краски,
                                театральности
                            и надуманности

Отпечатки губ
    как печати: «оприходовано»

Листья будут пахнуть живым.
     они – пылью гримерных
     это их театр.
     театр прорезей

                              27.02 – 1.03. 1997


Я им не верю –
у них слишком
требовательные глаза и
нетерпеливые руки.
   Ах да, еще
есть рты.
Ими они говорят: «Дай»

                           14.10.1997


Ритуальный взмах палочкой,
      легкий гипноз:
«А это тебе хрустальные туфельки…»

       и так каждую жизнь

                                20.01.1997



  Халвой засыпаны
карамельные каркасы
           киевских домов.

Похрустывая хвалеными
     пестрыми леденцами
                                 стен
Прогуливаются киевляне.

Так же и «Киевский торт» –
     кремово-тверд,
          как и сладкие дома Киева.

                              2.11.1998



Утро Киева под вечер
разлилося молоком
растуманилося светом
облило всех кипятком
Как ошпаренное солнце
убегало за поля!
закрывая утро ночью
в середине октября

                           10.1996

Фонари и деревья
ткут
на стеклах автобуса
китайский шелк.

                        8.03.1999



Когда я ослепну –
руки станут лицом,
а пальцы – глазами.

Поцелуи в губы?
     Нет. В середину ладони.

                        15.06.1999



К листьям
    тянущейся звездой
    морской
развернусь

В них так много от
волн, светящихся к глубине
сквозь толщу вод соленых

                            15.06.1999



Забыв раскатанную на ладони
бусинку
брошу в рот горсть ягод.

Ей там одиноко –
ягоды давно растаяли
А она вздыхает тоскливо
икотой

                              15.06.1999

Холодно

Хочется съесть
                      кусок Луны;
Хочется залезть
                      кому-нибудь в штаны;
Хочется стащить
                       с кого-то одеяло;
Хочется молчать
                        или крикнуть: «Мало!»;
Хочется есть
                       мягкий шоколад
Или найти
                    для себя автомат…

А на улице снег,
в окна сыпет сосульки,
на окне замерзает герань,
вдоль дороги бредет одиноко бабулька
и кругом только лед…
Холодно…

                                           6.01.1995


Недосочинилось


И выпить кофе, 
   глядя в окно, 
      раздвигая цветы, разросшиеся рядом 

И лечь в постель, 
   хоть еще и светло, 
      под пристальным светлым задумчивым взглядом 

         А кофе пахнет полынью 
         или восточной травой 
         и пить его не возможно 

         А взгляд так впился 
         в матовое бедро, 
         что

                                          10.02.2007


Раз обью
  В зеркале
   Сад
Волос проверив
Реальность
Отражения
  Еще
      Раз
   
                  11.09.1997


Вто рит
  Оркестру
  Скрип крышки из
  Досыхающего
     Дерева –
Вто рого
     Трупа

                      11.09.1997


ЗА крой
ЗА рой
ЗА руби
         свою
ЗА висть
ЗА висимость
ЗА нятость
          собой
                       20:55 1.12.1997



Цей вірш читається або разом, або як два окремих – стовпчиками.

      О блудлива           Панна
   від шукувала
    за собою                 існування як
    не-існуючий
    чи                            забулий
           розталий          сніг
          застиглий          дощ
           безсилий          сміх
           відбитий          спалах блискавки
       непомітний          гуркіт грому
після існування          щезає
        світ

                                            1997 – 1998



Я хочу спать
в этом саду,
что звенит
сверчками и
падающими по шву
яблоками

               8.09.1997


Я открываю охоту
на одуванчики
Оружие –
          игры любви

Цель –
          осень

Затем
            покой

                   9.09.1997



Снизойду
в
твои
руки
когда
небо
изойдет
одуванчиками –
умершими
серыми
после
заката тучами

После
                      9.09.1997



Тебе было
в том саду,
где выпалывают розы
и сажают одуванчики?

                     1.10.1996




В углу горой –
Яблоки
На улице летит
Дождь


Яблоками и дождем
Пахнет (стучит) веранда дома,


Что мнится мне.
Так закончится
Слепое лето
                             5.06.1999

           
Щось є в нашому світі
 від минулого існування
колишніх думок, дій,
почуттів.
можливо, це вітер,
можливо, сон чи зміна
розміру хмари летючої,
що несе свої клуба гордовито; –
наче повія, здатна заробити
гроші на барвисте повітря,
що виходить з її вуст.

І коли уважну дівчинку
викличуть до дошки,
всі зрозуміють, що
життя закінчилося
і почалося з яблука,
яке є живе й досі.

                     10.1997       



           




                  

Возможно, вам также будет интересно:

















Верлибры современных авторов: Дима Карелин

Современный верлибр: Стихи Тимура Зарецкого

Верлибры неизвестных авторов: Оля Колесникова







4 комментария:

  1. Действительно, образы несложные, местами даже предсказуемы, но потенциальны. Было бы интересно следить за творчеством автора впоследствии, и жаль, если на этом верлибры для него закончились.

    ОтветитьУдалить
  2. Всю подборку не осилил, но думаю достаточно и нескольких текстов данного автора, чтобы сложилось четкое впечатление. Мне кажется что Оксана Давыдова так и осталась на уровне молодого очень перспективного автора, который вот только только разбил так сказать скорлупу. Ее тексты балансируют на грани ухода от банальностей и нахождения своего авторского языка. Но к сожалению до пункта назначения Оксана как мне видится так и не дошла. Отсюда и набор вторичных предсказуемых образов, которые то и дело сквозят в ее текстах. И от того ее поэзии напоминают опоэтиченные дневниковые записи. Бесспорно попадаются замечательные моменты, особенно говоря о синтаксисе, бесспорно ее тексты находятся почти на грани доверия подготовленного читателя. Но пока что это только игра в изящную словесность. Желаю Оксане как ни банально новых творческих успехов ибо хотелось бы все таки посмотреть что из этого всего могло бы выйти.

    ОтветитьУдалить
  3. Как раз хотела написать, что если автор молод и потенциален, но не чувствует в себе мощи развить свою "потенциальность" до чего-то большего, лучшим вариантом будет прекратить писать и остаться в светлой памяти молодым и подававшим надежды автором, который в угоду каким-то превратностям судьбы отвергнул свой талант. Умение остановиться вовремя, достойно уважения.

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить