суббота, 23 апреля 2011 г.

Шарль Бодлер: Цветы зла и Парижский сплин

Имя Шарля Бодлера принято связывать с самым известным его сборником стихов – «Цветы зла». Эта книга, выпущенная в 1857 году, стала новаторской для своего времени. Трижды  выпущенная при жизни автора, она была объявлена аморальной и была подвергнута цензуре – из сборника было изъято 6 самых скандальных стихотворений. «Цветы зла» ознаменовали новую эпоху французской поэзии – переход от декоративной изобретательности «парнасской» поэзии и романтических традиций к новым средствам выражения. Эту книгу принято считать предтечей символизма и даже поэзии 20 века. Однако размах и величие творчества Бодлера не исчерпывается «Цветами зла», его главным произведением.  Бодлер впервые в мировой поэзии коснулся экзистенциальных тем, он впервые затронул мотив «метафизической тоски», а также дал теоретическое обоснование такой поэтической формы как верлибр.

Шарль Бодлер, живший в середине 19 века, называл свое время «эпохой упадка». Поэту суждено было жить и творить в довольно не спокойный период – французская революция 1848 года, учреждение Второй Французской республики, переворот 1851 года, империя Наполеона III – все это в той или иной степени сказалось на общемировоззренческих и также литературных ориентациях Бодлера. 

Поэт сражался на баррикадах в июне 1848 года, работал в республиканских газетах и очень болезненно переживал поражение Республики и узурпацию власти Бонапартом. 

В этот период молодой Шарль Бодлер пишет целый ряд статей, в которых призывает сблизить искусство с жизнью и клеймит поэтов и литераторов, не отражающих в своем творчестве политической борьбы, кипевшей на улицах Парижа.

«Художник должен откликаться на события своего времени» - этот тезис, выдвинутый поэтом в одной из статей, стал основополагающим в творчестве Бодлера. Хотя, после событий 1851 года, воспринятых Бодлером, как позор и унижение, он никогда больше не интересовался политикой, все произведения Шарля Бодлера глубоко социальны и очень точно отражают мироощущение эпохи, в которую ему выпало жить и творить. 

Трагичность реальности, бунт, обреченный на провал, сострадание к человеку – основные идеи творчества поэта.

О, созерцай, душа: весь ужас жизни тут
Разыгран куклами, но в настоящей драме
Они, как бледные лунатики, идут
И целят в пустоту померкшими шарами.

И странно: впадины, где искры жизни нет,
Всегда глядят наверх, и будто не проронит
Луча небесного внимательный лорнет,
Иль и раздумие слепцу чела не клонит?

А мне, когда их та ж сегодня, что вчера,
Молчанья вечного печальная сестра,
Немая ночь ведет по нашим стогнам шумным

С их похотливою и наглой суетой,
Мне крикнуть хочется - безумному безумным:
"Что может дать, слепцы, вам этот свод пустой?"
(Цветы зла. Слепые. Из цикла Парижские картины)

Главная книга поэта – Цветы зла – представляет собой не просто сборник стихотворений, а целостное произведение, состоящее из нескольких стихотворных циклов. В окончательную редакцию книги вошли шесть циклов - «Сплин и идеал», «Парижские картины», «Вино», «Цветы Зла» «Бунт», «Смерть». Все циклы объединены общей идеей, которая задана в названии книги и выражена в первом стихотворении – Вступлении. 

Сам Бодлер в суде утверждал, что Цветы зла – сборник стихов, переполненных отвращением ко злу. Однако уже в предисловиях ко второму и третьему изданию книги поэт писал, что он хотел бы «извлечь красоту зла». Исследователи творчества Бодлера считают, что оба этих высказывания одинаково далеки от истины. В первом случае Шарль Бодлер кривил душой, пытаясь избежать судебного преследования, во втором же умышленно эпатировал читателя. 

Ключом к пониманию основной идеи сборника может стать разработанная Бодлером концепция универсального зла. Поэт утверждал, что зло универсально, поскольку может присутствовать и присутствует не только в окружающем нас несовершенном мире, переполненном горем, но и в самом человеке. При этом, по мнению поэта, человек, содержащий в себе одновременно и доброе, и злое начала, страдает от подобной двойственности. Сочувствуя человеку, терзаемому внутренним и внешним злом, поэт, тем не менее, признает, что зло – всего лишь одна из сторон двойственной реальности, и его существование лишь подтверждает наличие в мире добра. 

Таким образом, зло по Бодлеру универсально, но не абсолютно. По-французски название сборника звучит, как Les fleurs du Mal, а слово Mal во французском обозначает не только зло, но и болезнь, страдание и боль. Поэт в разных стихотворениях, вошедших в книгу, обыгрывает эти значения. Цветы Зла  - не просто картинки, изображающие те или иные проявления зла в жизни, но и плод страданий, которые вызывает зло, прорастая в душах людей.

Шарль Бодлер в "Цветах зла" поднимает проблемы философии, эстетики, социальной жизни. Все это он пропускает через призму собственного понимания и доносит до читателя. Однако не пытайтесь найти в стихах Бодлера готовые ответы – поэт говорит о проблемах, поднимает вопросы, но не дает готовых ответов на них.  Это характерно для всего творчества Шарля Бодлера. 

Также для поэзии Бодлера характерен поиск новых выразительных средств и его открытия в этой области сложно переоценить. Отказавшись от стереотипов классицизма и романтизма, Бодлер первым берет за основу поэтического образа связь человека и внешнего мира. Таким образом, в его стихах материальные объекты превращаются в объекты чувственного, эмоционального восприятия бытия, а поэзия Бодлера становится не описательной, а суггестивной и иносказательной.
Любовница дворцов, о, муза горьких строк!
Когда метет метель, тоскою черной вея,
Когда свистит январь, с цепи спустив Борея,
Для зябких ног твоих где взять хоть уголек?
Когда в лучах луны дрожишь ты, плечи грея,
Как для тебя достать хотя б вина глоток, -
Найти лазурный мир, где в жалкий кошелек
Кладет нам золото неведомая фея.
Чтоб раздобыть на хлеб, урвав часы от сна,
Не веруя, псалмы ты петь принуждена,
Как служка маленький, размахивать кадилом,
Иль акробаткой быть и, обнажась при всех,
Из слез невидимых вымучивая смех,
Служить забавою журнальным воротилам.
(Цветы зла. Продажная муза. Из цикла Сплин и идеал)

С одной стороны поэт отказался от классических и романтических стереотипов в поэзии, с другой стороны, он опирается на их опыт. В частности, у классицизма Бодлер позаимствовал строгость форм, традиционность строфики, ритмики, рифмы. Поэт вообще крайне строго относился к технике стихосложения, добиваясь максимального ее совершенства. 

По мнению многих исследователей творчества поэта, выразительность стихотворной формы для Бодлера была способом преодоления убогости окружающей действительности, из которой поэт черпал темы. Но, в конце концов, поиски новых творческих методов уводят поэта от классических форм стихосложения. 

Одновременно с выходом первого издания "Цветов зла" Бодлер выпускает небольшой сборник стихотворений «Поэмы в прозе», в котором поэт дает первое теоретическое обоснование такого творческого метода, как верлибр. Так, Бодлер называет «поэтическую прозу» «музыкальной, помимо ритма и рифмы, достаточно гибкой и скандированной, чтобы адаптироваться к лирическим движениям души, к прихотливости мечтаний и к скачкам мыслей». 

Эта книга была совершенно незамечена критиками, однако Шарль Бодлер продолжил творческие эксперименты с новой формой. Результатом этих поэтических опытов стал сборник поэтических миниатюр в прозе «Парижский сплин». Сборник был издан лишь после смерти поэта, а влияние этой книги на французскую поэзию оказалось огромным. Позже опыт поэтической прозы  подхватит Артюр Рембо и напишет первые французские верлибры, а символисты используют  эксперименты Бодлера, как основу для своих довольно плодотворных творческих поисков.

-- Скажи мне, таинственный человек, есть ли у тебя кто-нибудь, кого бы ты по-настоящему любил -- мать, отец, сестра, брат?..
-- У меня нет ни отца, ни матери, ни сестры, ни брата.
-- А друзья?
-- Смысл этого слова мне до сих пор еще не знаком.
-- Родина?
-- Я даже не знаю, где она находится.
-- Красота?
-- Я любил бы ее охотно, будь она божественна и бессмертна.
-- Золото?
-- Я ненавижу его так же, как вы ненавидите Бога.
-- Но что же ты любишь тогда, странный человек?
-- Я люблю облака…облака, уплывающие вдаль…в даль…удивительные облака!
(Парижский сплин. Незнакомец)

Парижский сплин – глубоко социальное произведение. Поэт описывает нищету, убогость, болезни, страдания людей, вынужденных жить «на дне» большого города. Париж Бодлера – красивый и уродливый, грязный и захватывающе великолепный. С любовью и сарказмом, состраданием и жестокостью, горечью и нежностью Шарль Бодлер рассказывает о чувствах парижан, которым выпало жить в «эпоху упадка». 

Считается, что Парижский сплин написан Бодлером под влиянием творчества Виктора Гюго, с которым поэт был дружен, и работами которого восхищался. Однако влияние Гюго если и имело место быть, то сказалось лишь в выборе темы и в отношении к поднимаемым проблемам, а вот форма произведения и выразительные средства, используемые поэтом – результат творческих поисков самого Бодлера. 

Парижский сплин – это книга-мозаика, в которой из небольших разрозненных картинок, набросков, зарисовок, штрихов воссоздается состояние души поэта. При этом, Бодлер отказывается от традиционного лиризма романтиков, подразумевающего непосредственное излияние чувств и передает свое отношение к описываемому с помощью «суггестивной магии, благодаря которой соединяются объект и субъект».

Шарль Бодлер – ярчайшая фигура французской литературы. Его творчество, несомненно, сказалось не только на развитии французской поэзии, но и на развитии литературы середины 19 века в целом.

Возможно, вам также будет интересно:

Верлибр в поэзии Артюра Рембо

Парижский верлибр Гийома Аполлинера

2 комментария:

  1. Le poesie di C. Baudelaire, sono memorabili.
    Il libro " Ifiori del male " sono le miei preferite.
    Happy Easter by Igor e Myriam :)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо! Бодлера с юности люблю - бессмертная поэзия, как и автор.
    А как мне понравился Ваш блог, Светлана!
    Обязательно покажу дочери - она когда-то писала стихи...
    Успехов!
    Светлого Праздника ПАСХИ!

    ОтветитьУдалить