пятница, 21 декабря 2012 г.

Латиноамериканская литература: творчество Пабло де Рокка



Пабло де Рокка – крупнейшая фигура латиноамериканской литературы, чилийский поэт, чьё творчество неотделимо от его собственной судьбы и от социальных и литературных процессов периода, в котором он жил. Автор 38 поэтических книг, трех эссе по вопросам эстетики и нескольких работ историко-социальной тематики, он также писал для периодических изданий статьи, обзоры по континентальной политике, письма... 

Пабло де Рокка
Оценивают этого человека очень по-разному. От признания его великим латиноамериканским поэтом до отнесения в разряд риторов с весьма сомнительными литературными способностями. Многие почитатели его таланта уверены, что, несмотря на богатое литературное наследие и сильное влияние на последующие поколения поэтов и рассказчиков, работы самого де Рокка исследуются мало. Все, что написано о Пабло де Рокка, – три книги и два десятка статей. Да и то, справедливости ради, нужно отметить, что книги о де Рокка делают бóльший упор на его биографию, чем на критический анализ его произведений

Биография.

Впрочем, опять-таки справедливости ради, скажем, что биография действительно занятная. Происходил поэт из обедневшего аристократического рода. Когда-то его
предки владели поместьями неподалеку от городов Талка и Ликантен. Но на момент рождения будущего поэта от богатств и влияния остались только воспоминания. Родился он в городе Ликантене 17 октября 1894 года в семье Хосе Игнасио Диаса Альварадо и Лауры Лойола де Толедо. Настоящее имя поэта – Карлос Диас Лойола. Хосе и Лауре было 21 и 14 лет соответственно. Карлос был первым из их 19 детей. Хосе Альварадо, чтобы содержать семью, приходилось совмещать должности начальника охраны на таможне и управляющего поместьями. Своё детство будущий поэт провел в поместье Покоа де Коринто, которым управлял его отец. Карлос часто сопровождал отца в его поездках по горам, которые Хосе совершал опять-таки по долгу службы, так как его таможня находилась на границе, проходившей по Кордильерам.
В 1901 году Карлос поступает в публичную школу в городе Талка. В 1905 году его отца переводят в Лонкимай. Обучение прерывается на год, но уже в 1906 году он поступает в семинарию де Сан Пелайо в Талка. В 1911 году семнадцатилетнего парня выгоняют из семинарии за…атеизм. Товарищи по семинарии прозвали Карлоса «дружище Камень». Судя по всему, Карлос Лойола характер имел несгибаемый и компромиссов не любил.
В том же 1911 году он переезжает в Сантьяго и заканчивает таки свое среднее гуманитарное образование. Поступает в столичный университет с целью изучать либо право, либо инженерное дело. В этот период он лично знакомится со многими писателями и поэтами своей страны. Сам пишет статьи для газет, пишет свои первые стихи и публикует их в журнале «Юность», который издавала Федерация студентов Чили. Тогда же он открывает для себя философию Ницше и поэзию Уолта Уитмена. Похоже, ницшеанские идеи и уитменовские верлибры здорово мешали молодому человеку учиться. Ни юристом, ни инженером он в конечном итоге не стал. В 1914 году он возвращает в Талка, так и не доучившись.
Многодетная и, мягко говоря, не слишком состоятельная семья тяжело переживает все эти неурядицы с учебой своего старшего отпрыска. Родители разочарованы, отношения с семьей напряженные. Возвращение в Талка становиться для молодого человека тяжелым психологическим испытанием. Однако вскоре после своего приезда Карлос получает подарок из Сантьяго. Молодая поэтесса Хуана Инес де ла Крус присылает ему книгу своих стихов «То, что мне сказало молчанье». Карлос раскритиковал в пух и прах заключенную в книге поэзию, и тут же рванул назад в Сантьяго на поиски поэтессы. В 1916 году Карлос Диас Лойола и Луиза Анабалон Сандерсон (настоящее имя поэтессы) поженились. Луиза продолжила писать стихи. После замужества она взяла псевдоним Винетт де Рокка.
В 1922-1924 годах Карлос и Луиза переезжают сначала в Сан Фелипе и затем в Консепсьён, где Карлос основывает журнал «Динамо».
В 1930-ых годах семья живет в Сантьяго. Карлос работает в Университете на факультете изящных искусств. В начале 1930-х Чили, как и весь западный мир, переживает тяжелый экономический кризис. Видимо, на фоне этого кризиса Карлос Лойола и приходит к решению вступить в Коммунистическую партию Чили. Он становится депутатом и с увлечением сотрудничает с блоком Народный Фронт, основной силой которого как раз и являлись коммунисты и социалисты. Но уже в 1940 году Карлоса из партии исключили. Как для Чилийской коммунистической партии он оказался слишком уж коммунистически настроен. Умеренные члены партии переносили его с трудом.
Семейная жизнь тоже не стояла на месте. Всего у Карлоса и Луизы было 9 человек детей: Карлос (как и его отец, стал поэтом), Лукó (стала художницей), Томас, Хуана Инес, Хосе (тоже стал художником), Пабло, Лаура, Флор и Кармен. Томас и Кармен умерли совсем еще маленькими. Также Карлос Лойола пережил еще двоих своих детей – Карлоса и Пабло, которые трагически закончили свои жизни.
В 1944 году Президент Чили назначает Карлоса Послом Чилийской культуры. Поэт отправляется в длительное путешествие вместе с семьей по 19 странам своего континента. То ли поэту оказали большую честь, то ли под видом оказания большой чести отослали куда подальше. Вернулись Лойола на родину в 1949 году. Луиза к тому времени уже была больна раком. Умерла она в 1951.
Следующим тяжелым ударом, от которого Карлос Лойола так и не смог оправиться, стала смерть его старшего сына, который был известен как блестящий поэт Карлос де Рокка. Карлос младший страдал шизофренией, в 1962 году в возрасте 42-х лет он умер от передозировки лекарственными препаратами. По поводу его смерти мнения разошлись: одни считают, что это был несчастный случай, другие, что это самоубийство.
В 1965 Карлос (впрочем, здесь вернее будет сказать – Пабло де Рокка) получает Национальную Премию Чили по Литературе. Сам де Рокка высказывался по этому поводу следующим образом: «Они признали меня слишком поздно, и сделали они это отчасти из вежливости, отчасти потому, что думали, что я уже выдохся и ничем уже не смогу их обеспокоить».
10 сентября 1968 года в возрасте 73 лет Карлос Лойола покончил с собой выстрелом в рот.

Литературное наследие.

К сожалению, мне не удалось выяснить, в какой момент Карлос Лойола превратился в Пабло де Рока. Но псевдоним де Рокка закрепился за всей его необычной семьей.
Первая книга де Рокка была опубликована под названием «Стихи детства». Стихи эти отразили в полной мере то влияние, которое оказали на молодого поэта романтизм в литературе и философия Фридриха Ницше и Артура Шопенгауэра. Также прослеживается в книге влияние анархистских  идей, которые были завезены в Чили многочисленными иммигрантами из Европы. Чуть позже Пабло публикует сборники "Газетная колонка Дьявола" и "Сатира".
В 1922 году выходит первая книга де Рокка, которую трудно отнести к какому либо поэтическому жанру. Появление книги под названием "Стоны" само по себе символизировало разрыв с традиционной поэзией. Встречается даже определение этой книги, как первой "антипоэтической" книги в Чили. Книга была воспринята холодно как критиками, так и читателями. Из всего тиража было продано около дюжины экземпляров. Опубликованы "Стоны" были как раз в период наибольшего влияния европейских авангардистов, особенно футуристов. Но в Чили весь этот футуризм был представлен только поэзией Висенте Уидобро. Вся книга, кажется, состоит из одной огромной песни в стиле поэтической прозы. Никаких внешних признаков того, что это именно поэзия просто нет. Тематика отражает кризисы национальный и социальный, касается политики, экономики, религии, сексуальности, ежедневной рутины и т.д. Одним словом, песнь молодого акына. Все противоречия представлены, как обязательное и унизительное условие человеческой жизни. Поэт отходит и от натурализма и от модернизма в поисках наиболее подходящей формы отражения социальных и исторических противоречий свойственных жизни в Чили, и в Латинской Америке, вообще.
В 1925-1927 Пабло де Рокка в своем журнале «Динамо» частично публикует свою поэму «Космогония», выпускает четыре стихотворных сборника и одну книгу по эстетике. Повествовательный стиль автора превращается в свободное стихосложение и начинает отражать композиционные традиции свойственные поэтам-сюрреалистам.
Свободное соединение образов достигает высшей степени в произведении, которое называется «Южная Америка». Книга представляет собой свободный поток слов без знаков препинания и разделения на абзацы. Единственный структурирующий фактор книги – это внутренние ощущения автора. Другая книга этого периода – «Героизм без радости». Это попытка эстетического осмысления фигуры человека творческого через идеи Фрейда и Ницше. Вводится концепция творческой личности, как суперчеловека так называемой дионисийской расы, который обладает силой космического происхождения, силой способной проникнуть в тайны универсума и даже воссоздать его. Таким образом, человек-творец уподобляется Богу и Природе в своей способности упорядочить жизнь посредством слова.
В 1930-е Пабло де Рокка затрагивает животрепещущие темы социализма, защиты демократии и борьбы против фашизма. Напомню, что на тот момент де Рокка состоял в Коммунистической партии. К этому периоду относятся такие произведения, как «Проклятие фашисткой бестии» и «Пять красных песен», написанные чуть ли не в стиле соцреализма, да еще и с упоминанием таких личностей, как Ленин, Сталин, Троцкий, Горький.
Перед отправлением в путешествие по странам континента де Рокка пишет верлибром поэму «Песня о Красной армии». Поэма датируется 1943 годом и посвящена борьбе советской армии против фашистских войск. Первая книга, которая появляется во время путешествия, – «Континентальные стихи» (1945) – посвящена Соединенным Штатам и Мексике. Самая примечательная книга этого периода – сборник «Рассуждение об искусстве». В сборник вошли несколько эссе, а также стихи, которые публиковались и самостоятельной книгой «Великая хартия континента».
После смерти своей жены Пабло написал поэму в прозе «Черное пламя», которая в некоторых своих фрагментах принимает форму элегии.
Из последних произведений Пабло де Рокка наиболее интересными считаются эссе «От мира к миру: Франция, первый период» (1966) и «Язык масс» (1965). Среди поздних произведений «Язык масс» является, пожалуй, самым важным. Оно обращается к теме эпических личностей, популярных людей, как реальных, так и вымышленных.
Поэт пытался отобразить в своем творчестве всю сложность, всё многообразие жизненных явлений и всю свою жизнь пытался найти соответствующую таким масштабным целям литературную форму.
В качестве небольшого примера его творчества хочу привести фрагмент из книги «Стоны». Все-таки именно это произведение – первый из его смелых литературных экспериментов. Тем более, часть этой книги посвящена знаковой для всех почитателей верлибра фигуре Уолта Уитмена.

Уолт Уитмен.
(отрывок)

Как некое божество, что воздвигало бы поэмы на умственных оплеухах, Уолт Уитмен сидит, восседает на всём величии жизни с рассудком своего сердца в Янкиландии, с правой ногой в Пекине и левой ногой – в Берлине, и с телом по всему миру, играя в покер с мёртвыми на синем сукне бесконечности, беседуя со звёздами и слушая, слушая, слушая глубокие трансцедентальные шумы издаваемые эпохой, перпендикуляр янки, напевы грустные, грустные, которые новые лужайки Манхеттена, нежные как дети, нежные как птенцы, нежные как зверята, напевают под вечер, под утро, и снова под вечер, и слышится голос фермы…


Возможно, Вам также будет интетесно:












4 комментария:

  1. Поздравляю с Рождеством Христовым! В этот светлый праздник хочу пожелать мира и спокойствия в вашем доме, добра, взаимопонимания, достатка, любви, счастья, душевного равновесия, успехов во всех начинаниях, побольше радости, крепкого здоровья и всех благ! Пусть оправдываются все ожидания и сбудутся самые заветные мечты!
    Merry Christmas and a Happy New Year!

    ОтветитьУдалить
  2. Света,спасибо Вам огромное что знакомите нас с творческим и личностями,причём кратко и вместе с этим увлекательно!
    Хочу Вас поздравить,что ,собственно, и делаю )) с наступающим Новым Годом!!!И пожелать Вам и вашей семье всего самого светлого!!!!!Рада знакомству с Вами!

    ОтветитьУдалить
  3. В преддверии новогодних каникул, блог «Бездомные Животные» поздравляет вас с этим чудесным праздником и желает вам всего наилучшего.

    С Новым годом и Рождеством Христовым!

    ОтветитьУдалить
  4. С Новым Годом желаю Вам много успиехов и счястя сердечне поздравляю
    С Богом
    Фома ( Tomek z Tarnowa)

    ОтветитьУдалить