Тед Хьюз – один из тех немногих, кого принято ставить в «первый ряд
англоязычной поэзии второй половины 20 века». Хьюзу ставят в заслугу обновление английского поэтического языка и
развитие национальных поэтических традиций. «Он вдохнул новую жизнь в мертвого гиганта
британской поэзии» - так оценили литературные критики его творческое наследие. Поэзия
Хьюза – это продолжение «линии Шекспира» в современном русле английской поэзии,
ярко выраженное в поэзии понимание «последнего кризиса человечества,
центрального конфликта человеческой цивилизации. О национальном значении
творчества Теда Хьюза говорит тот факт, что он был избран поэтом-лауреатом. Это
пожизненное звание было введено в Англии в 17 веке и раннее его были удостоены
такие британские гении, как Дж. Драйден, У. Вордсворт, А. Теннисон.
Тед Хьюз |
Сам Хьюз своим главным учителем в поэзии считал Шекспира. По
его мнению, в творчестве Шекспира в «квинтэссенсном», сжатом, виде закодирована
вся последующая английская поэзия. Называя себя наследником великого
драматурга, Хьюз искал в творчестве Шекспира обоснование для своих эстетических
целей, выявлял то, что близко ему, полемизировал с гуманистическими прочтениями классических
произведений Шекспира. Более всего Хьюза привлекал антропоцентризм Шекспира,
конфликт природы и разума и попытка его преодоления – беря за основу концепции
великого британца, Хьюз подтверждал и развивал собственные теории.
Поэт Природы
В историю английской и мировой литературы Тед Хьюз вошел,
как поэт-натурфилософ,
экзистенциалист-стоик. Хьюза принято ставить в один ряд
с такими поэтами природы, как Дж. М. Хопкинс, Д. Г. Лоуренс, Дилан Томас, Р.С.
Томас. Однако, в отличие от своих великих предшественников, Теда Хьюза нельзя
назвать английским традиционным поэтом природы. Хьюз пошел дальше, перевернув
представление о классической британской «поэзии природы». Хьюза волновало
противостояние человека и природы, разума и животного инстинкта, рационализма и
стихии, духовности и темного бессознательного. Так, по мнению Хьюза, все земные
твари – и животные, и растения, и даже насекомые гармоничны, потому, что
являются неотъемлемой частью природы. Человек же, поставивший себя выше природы,
лишил себя гармонии. При этом поэт полагал, что человек не равноправен с
природой, а конфликт между чувственной природой и рационалистическим знанием
есть трагическая ошибка западной цивилизации. В своем творчестве Тед Хьюз ищет
возможности преодоления этого конфликта. Выходом из этого противоборства поэту
видится не победа одной из сторон, а гармония и воссоединение человека и
природы, как двух сторон одного целого. Именно таким образом, по Хьюзу,
возможно восстановление нарушенного равновесия мира.
Возможно, вам также будет интересно:
Этот конфликт и стремление к его разрешению стали одной из
основных тем его творчества.
Хьюз оставил около 20 поэтических сборников, наиболее
значительные среди них – «Ястреб под дождем» , 1957, «Луперкалии», 1960,
«Вудву», 1967, «Ворон», 1970, «Песни времен года», 1976, «Гаудет», 1977,
«Пещерные птицы»,1978, «Руины Элмета» и «Муртаун», 1979, «Река», 1983, «Письма
ко дню рождения», 1998.
Современник Шекспира
Поэтической формой, в которой писал Тед Хьюз, был верлибр –
свободный стих. Верлибр Теда Хьюза отличается раскованностью и вместе с тем ритмичностью.
Уникален и поэтический язык Хьюза – критики сходятся в том, что этот сын
плотника из Уэст-Йоркшира стал единственной фигурой в английской поэзии,
которую можно поставить рядом с Шекспиром не оскорбив последнего. «Тед Хьюз –
великий поэт, напомнивший англичанам о том, что они говорят на живом языке
великого Шекспира» - так отозвались о творчестве Хьюза знаменитые
литературоведы Терри Джифорд и Нейл
Робертс.
Язык Хьюза действительно можно сравнить с шекспировским – живой,
простой, экспрессивный он достаточно богат и гибок, чтобы простыми достаточно
средствами отражать все многообразие окружающей реальности. Хьюз, описывая
страсть, кипящие чувства, инстинкты и стихию использует прихотливые и часто
неожиданные свободные ассоциации, резкие интонационные сдвиги, контрастные
образы. Он очень свободно обращается с языком, легко совмещая в тексте «высокий
штиль», архаизмы и разговорную, подчас просто вульгарную лексику.
При этом
произведения Хьюза жестко логичны в продвижении метафор и всегда очень четко
ритмично выверены. В верлибрах Теда Хьюза нет ни только ни одного лишнего
слова, но и лишнего слога.
Сам Хьюз утверждал, что поэты живут не во временном, а в
пространственном измерении. На этом основании он называл себя не только
наследником Шекспира, но и его современником. Просто живущим с ним в одно
время, но разных временных отрезках.
Тед Хьюз И Сильвия
Плат
Теда Хьюза – крупнейшего британского поэта 20 века – не стало
в 1998 году. Поэт-лауреат, вдохновивший не одно поколение молодых творцов, получивший из рук королевы
орден «За заслуги», уже при жизни ставший классиком – он всю жизнь, от первых
шагов в литературе в 1955 до своей смерти в конце века, провел с клеймом «убийцы
Сильвии Плат». История их достаточно коротких, но более чем трагических
отношений многократно описана и подробно изучена, в Великобритании об этом не
писал только ленивый.
Тед Хьюз познакомился с юной американской Сильвией Плат в
1955 году. Они оба интересовались поэзией, они оба были яркими личностями и поддерживали
друг друга в творчестве. Сам Хьюз многократно подчеркивал, что из них двоих он
всегда считал Плат более талантливым поэтом. К сожалению, Плат была не только гениальной,
но и весьма неуравновешенной. В 1963 году, чрез год после того, как брак Хьюза
и Плат распался, она покончила с собой.
Справедливости ради стоит отметить, что
это была уже третья суицидальная попытка поэтессы, при этом она пыталась убить
себя еще до знакомства с Хьюзом. Тем не менее в глазах общества виновным в
смерти тридцатилетней Сильвии Плат оказался именно он. Более тридцати лет
казалось, что на сильного, обладающего огромным чувством собственного
достоинства и сдержанного Хьюза пережитая трагедия никак не повлияла. Это,
кстати, дало повод обвинять его в черствости и бесчувственности.
О том, что
чувствовал, как переживал и как справлялся со своими переживаниями Тед Хьюз, широкой
публике стало известно за несколько месяцев до смерти самого поэта, когда безо
всякого анонса и особой рекламной шумихи в печать вышел последний его сборник –
«Письма ко дню рождения».
88
стихотворений, преимущественно верлибров, посвященных более 30 лет назад
ушедшей поэтессе. 88 стихотворений, которые поэт писал на протяжении 30 лет,
подробно разбирая, анализируя, оплакивая отношения с когда-то любимым
человеком. По иронии судьбы самыми популярными и обсуждаемыми книгами поэта
стали его первый сборник «Ястреб под дождем», изданный через два года после
знакомства с Плат, и его последняя книга «Письма ко дню рождения», посвященная
ей же.
Возможно, вам также будет интересно:
Комментариев нет:
Отправить комментарий