понедельник, 5 января 2015 г.

Британская поэзия 20 века: верлибр Теда Хьюза

Тед Хьюз – один из тех немногих, кого принято ставить в «первый ряд англоязычной поэзии второй половины 20 века». Хьюзу ставят в заслугу  обновление английского поэтического языка и развитие национальных поэтических традиций.  «Он вдохнул новую жизнь в мертвого гиганта британской поэзии» - так оценили литературные критики его творческое наследие. Поэзия Хьюза – это продолжение «линии Шекспира» в современном русле английской поэзии, ярко выраженное в поэзии понимание «последнего кризиса человечества, центрального конфликта человеческой цивилизации. О национальном значении творчества Теда Хьюза говорит тот факт, что он был избран поэтом-лауреатом. Это пожизненное звание было введено в Англии в 17 веке и раннее его были удостоены такие британские гении, как Дж. Драйден, У. Вордсворт, А. Теннисон.

Тед Хьюз
Сам Хьюз своим главным учителем в поэзии считал Шекспира. По его мнению, в творчестве Шекспира в «квинтэссенсном», сжатом, виде закодирована вся последующая английская поэзия. Называя себя наследником великого драматурга, Хьюз искал в творчестве Шекспира обоснование для своих эстетических целей, выявлял то, что близко ему, полемизировал с  гуманистическими прочтениями классических произведений Шекспира. Более всего Хьюза привлекал антропоцентризм Шекспира, конфликт природы и разума и попытка его преодоления – беря за основу концепции великого британца, Хьюз подтверждал и развивал собственные теории.

Поэт Природы

В историю английской и мировой литературы Тед Хьюз вошел, как поэт-натурфилософ,
экзистенциалист-стоик. Хьюза принято ставить в один ряд с такими поэтами природы, как Дж. М. Хопкинс, Д. Г. Лоуренс, Дилан Томас, Р.С. Томас. Однако, в отличие от своих великих предшественников, Теда Хьюза нельзя назвать английским традиционным поэтом природы. Хьюз пошел дальше, перевернув представление о классической британской «поэзии природы». 

Хьюза волновало противостояние человека и природы, разума и животного инстинкта, рационализма и стихии, духовности и темного бессознательного. Так, по мнению Хьюза, все земные твари – и животные,  и растения,  и даже насекомые гармоничны, потому, что являются неотъемлемой частью природы. Человек же, поставивший себя выше природы, лишил себя гармонии. При этом поэт полагал, что человек не равноправен с природой, а конфликт между чувственной природой и рационалистическим знанием есть трагическая ошибка западной цивилизации. В своем творчестве Тед Хьюз ищет возможности преодоления этого конфликта. Выходом из этого противоборства поэту видится не победа одной из сторон, а гармония и воссоединение человека и природы, как двух сторон одного целого. Именно таким образом, по Хьюзу, возможно восстановление нарушенного равновесия мира.

Этот конфликт и стремление к его разрешению стали одной из основных тем его творчества.
Хьюз оставил около 20 поэтических сборников, наиболее значительные среди них – «Ястреб под дождем» , 1957, «Луперкалии», 1960, «Вудву», 1967, «Ворон», 1970, «Песни времен года», 1976, «Гаудет», 1977, «Пещерные птицы»,1978, «Руины Элмета» и «Муртаун», 1979, «Река», 1983, «Письма ко дню рождения», 1998.

Современник Шекспира

Поэтической формой, в которой писал Тед Хьюз, был верлибр – свободный стих. Верлибр Теда Хьюза отличается раскованностью и вместе с тем ритмичностью. Уникален и поэтический язык Хьюза – критики сходятся в том, что этот сын плотника из Уэст-Йоркшира стал единственной фигурой в английской поэзии, которую можно поставить рядом с Шекспиром не оскорбив последнего. «Тед Хьюз – великий поэт, напомнивший англичанам о том, что они говорят на живом языке великого Шекспира» - так отозвались о творчестве Хьюза знаменитые литературоведы  Терри Джифорд и Нейл Робертс. 

Язык Хьюза действительно можно сравнить с шекспировским – живой, простой, экспрессивный он достаточно богат и гибок, чтобы простыми достаточно средствами отражать все многообразие окружающей реальности. Хьюз, описывая страсть, кипящие чувства, инстинкты и стихию использует прихотливые и часто неожиданные свободные ассоциации, резкие интонационные сдвиги, контрастные образы. Он очень свободно обращается с языком, легко совмещая в тексте «высокий штиль», архаизмы и разговорную, подчас просто вульгарную лексику. 

При этом произведения Хьюза жестко логичны в продвижении метафор и всегда очень четко ритмично выверены. В верлибрах Теда Хьюза нет ни только ни одного лишнего слова, но и лишнего слога.

Сам Хьюз утверждал, что поэты живут не во временном, а в пространственном измерении. На этом основании он называл себя не только наследником Шекспира, но и его современником. Просто живущим с ним в одно время, но разных временных отрезках.

Тед Хьюз И Сильвия Плат


Теда Хьюза – крупнейшего британского поэта 20 века – не стало в 1998 году. Поэт-лауреат, вдохновивший не одно поколение  молодых творцов, получивший из рук королевы орден «За заслуги», уже при жизни ставший классиком – он всю жизнь, от первых шагов в литературе в 1955 до своей смерти в конце века, провел с клеймом «убийцы Сильвии Плат». История их достаточно коротких, но более чем трагических отношений многократно описана и подробно изучена, в Великобритании об этом не писал только ленивый. 


Тед Хьюз познакомился с юной американской Сильвией Плат в 1955 году. Они оба интересовались поэзией, они оба были яркими личностями и поддерживали друг друга в творчестве. Сам Хьюз многократно подчеркивал, что из них двоих он всегда считал Плат более талантливым поэтом. К сожалению, Плат была не только гениальной, но и весьма неуравновешенной. В 1963 году, чрез год после того, как брак Хьюза и Плат распался, она покончила с собой. 

Справедливости ради стоит отметить, что это была уже третья суицидальная попытка поэтессы, при этом она пыталась убить себя еще до знакомства с Хьюзом. Тем не менее в глазах общества виновным в смерти тридцатилетней Сильвии Плат оказался именно он. Более тридцати лет казалось, что на сильного, обладающего огромным чувством собственного достоинства и сдержанного Хьюза пережитая трагедия никак не повлияла. Это, кстати, дало повод обвинять его в черствости и бесчувственности. 

О том, что чувствовал, как переживал и как справлялся со своими переживаниями Тед Хьюз, широкой публике стало известно за несколько месяцев до смерти самого поэта, когда безо всякого анонса и особой рекламной шумихи в печать вышел последний его сборник – «Письма ко дню рождения».  

88 стихотворений, преимущественно верлибров, посвященных более 30 лет назад ушедшей поэтессе. 88 стихотворений, которые поэт писал на протяжении 30 лет, подробно разбирая, анализируя, оплакивая отношения с когда-то любимым человеком. По иронии судьбы самыми популярными и обсуждаемыми книгами поэта стали его первый сборник «Ястреб под дождем», изданный через два года после знакомства с Плат, и его последняя книга «Письма ко дню рождения», посвященная ей же.



Возможно, вам также будет интересно:

Комментариев нет:

Отправить комментарий