воскресенье, 11 января 2015 г.

Аллен Гинзберг «Вопль»: литература битников

«Вопль» (или в других переводах «Вой») – культовая поэма поэта-битника Аллена Гинзберга, ставшая знаковым произведением бит-поколения. Считается, что опубликованный в 1956 году «Вопль» стал новым словом в истории мировой литературы и ознаменовал собой рождение новой американской поэзии.  Свободная экспрессия, сексуальный либерализм, критика традиционных ценностей буржуазного общества,   - все эти темы так яростно, откровенно и свободно зазвучали именно поэме Гинзберга.

Аллен Гинзберг
29-летний Аллен Гинзберг впервые представил «Вопль» на суд широкой публики 7 октября 1955 года. Это произошло на поэтических чтениях в знаменитой «Галерее Шесть». Это было легендарное место – бывший магазин автосервиса, превращенный художником Джессом Коллинзом в место встречи творческих бродяг всех мастей. Именно там, на Филлмор-стрит 3119 в пятидесятых тесным кружком собирались те, кто несколькими годами позже стали классиками американской литературы – Джек Керуак, Лоуренс Ферлингетти, Нил Кесседи, Филипп Ламантиа и другие. Не будет преувеличением сказать, что старт
американской литературной революции был дан именно в Галерее Шесть. В тот день свои произведения на Чтениях представили Филипп Ламантиа , Майкл МакКлюр , Гэри Снайдер , и Филипп Уэлен. Но в историю чтения в Галерее Шесть вошли благодаря выступлению Аллена Гинзберга, представившему свою новую поэму.

Бог, секс, наркотики, абсурд

«Вопль» Аллена Гинзберга - сложное композиционное произведение, представляющее собой некий коллаж из сложных образов,  смысловых отсылок, неожиданных ассоциаций и параллелей. Поэма состоит из трех частей и сноски, которая изначально была четвертой частью произведения, но позже была вынесена из поэмы по дружескому совету редакторов.

Первая часть поэмы – это гневная обличительная речь, обвиняющая современное общество в уничтожении поколения. Поэт утверждает, что современное общество представляет собой репрессивную систему, пропитанную насилием и культом потребления. Стремление к успеху и достатку, стремление к бессмысленному потреблению, мещанские, жалкие ценности, желание быть как все, не выделяться – вот то, что навязывает социум. Тех, кто имеет смелость мыслить самостоятельно, тех, кто не желает жить по навязываемым шаблонам, система жестоко карает, расправляясь с каждым несогласным.  Автор описывает страдания тех, кто отрицает ценности современного американского общества, называя их святыми и «лучшими умами поколения». Поэма начинается словами «Я видел как лучшие умы моего поколения пали жертвой безумия». Далее автор приходит к выводу, что закрытое и нетерпимое ко всему иному общество просто уничтожило его поколение. Тут следует оговориться, что Гинзберг говорит о поколении битников, а отвергаемые обществом «святые», по мнению поэта – это ведущие богемный образ жизни творческие бродяги – по совместительству пьяницы, наркоманы, гомосексуалисты. Гинзберг – проповедник свободы, в том числе свободы вероисповедания, свободы сексуальных отношений, свободной продажи наркотиков. Именно это он противопоставляет закрытому американскому обществу.

Во второй части произведения Аллен Гинзберг развивает проблемы, затронутые в первой части поэмы. Он сравнивает американский социум с Молохом – семитским божеством, которое кроме поклонения, требовало еще и жертвоприношения. «Молох, чья кровь – финансовые потоки. Молох, чья пальцы как десять воинств» - таким поэт видит современную Америку. Общество потребления и «холодной войны», общество одержимое культом доллара, с сексуальностью, загнанной на задворки сознания – оно, как древний Молох, жрет своих жертв. И жертвами этому чудовищному божеству Гинзберг видит свое «разбитое поколение». Поэт достаточно агрессивно, и в какой-то мере даже истерично описывает окружающий мир, совершенно кошмарный и апокалиптичный. Одним из кумиров, вдохновивших Гинзберга на работу над «Воплем», был Уильям Блейк. И жуткое описание Молоха-общества из второй части «Вопля» можно сравнить с описанием Блейком Лондона.

Третья часть «Вопля» обращена к близкому другу (по другим источникам – любовнику) Гинзберга Карлу Соломону, с которым автор познакомился в психушке – Колумбийском Психиатрическом Институте.  Поэт описывает Соломона, как мужественного и стойкого человека, который невинно страдает от механического отношения, которое принято в американском мире. Но автор знает, что на самом деле безумен не Соломон, безумен мир. И в очередной раз поэт описывает одержимость общества, на этот раз фокусируя внимание читателя на культе потребления. Эта часть поэмы перекликается с идеями, изложенными Гинзбергом в другом своем произведении – «Супермаркете в Калифорнии».

По словам самого Гинзберга «Вопль» - это незашоренный взгляд на современную культуру, убивающую любое творческое начало. Гинзберг – проповедник свободы, в том числе свободы вероисповедания, свободы сексуальных отношений, свободной продажи наркотиков,  свободы творить, не ограничивая себя нормами общества.  Именно это он противопоставляет закрытому американскому обществу. Бог, секс, наркотики, абсурд – это лакмусовая бумажка, показывающая насколько далеко вы способны загнать собственное «Я» на задворки сознания, насколько вы скованны кандалами системы, способны ли вы противостоять чудовищному молоху окружающего мира.

Первая мысль – лучшая мысль

Поэма Аллена Гинзберга «Вопль» написана в такой поэтической форме, как верлибр. Работая над произведением, поэт придерживался идеи не переписывать однажды написанную строку. По мнению Гинзберга, лучшей мыслью является самая первая мысль – этим принцип он сделал своим творческим правилом. Это была одна из методик Джека Керуака, лежавшая в основе его «спонтанного письма», и базирующаяся на том, что процесс создания произведения не должен полностью осознаваться автором. Также, при написании произведения Аллен Гинзберг активно экспериментировал с наркотическими веществами. По воспоминаниям самого поэта именно наркотические опыты вдохновили его на создание «Вопля», однажды после принятия большой дозы наркотических веществ он увидел галлюцинацию – отель превратился в чудовище, Молоха. Позже это видение стало одним из центральных образов поэмы. Также на создание «Вопля» Гинзберга вдохновили работы Калоса, Уитмена, Блейка и его друга – Джека Керуака. Интересно, что название произведению придумал тоже Керуак.
Популяризации поэмы, ставшей классикой американской литературы и одной из культовых книг поколения, способствовал скандал, сопровождавший первую публикацию. Идеи, продвигаемые Гинзбергом в «Вопле» оказались слишком революционными для его времени, обвинения бросаемые им обществу – оскорбительными, призывы к свободе от религиозных оков, сексуальной скованности, жажды наживы – опасными. «Вопль» впервые вышел отдельной книгой в 1956 году в издательстве поэта Ферлингетти, однако весь тираж был арестован из-за обвинения в непристойности. Обвинения удалось снять в суде, который был достаточно громким и послужил очень хорошей рекламой.


Возможно, вам также будет интересно:


Комментариев нет:

Отправить комментарий