среда, 6 марта 2013 г.

Творчество обэриутов: верлибр русского модернизма


Бард и поэт Анна Герасимова, более известная под псевдонимом Умка, в бытность свою студенткой Литературного Института им. Горького готовила научную работу на тему «Проблема смешного в творчестве обэриутов». Один из преподавателей ВУЗа, узнав тему, хмыкнул: «Обэриуты, конечно интересный народ, но разве у них уже есть своя литература?».

Дивный народ обэриуты появился в Петербурге конца 20-х годов. Эти поэты-экспериментаторы во многом были последователями русских футуристов,  они представляли одну из ветвей русского авангарда начала 20 века. Принято считать, что как объединение, обэриуты были немногочисленны, просуществовали недолго и следа в истории литературы не оставили. Изучение творчества поэтов ОБЭРИУ началось лишь 60-х годах, а активно издавать этих, безусловно, интереснейших представителей русского модернизма начали лишь в 90-х годах прошлого века.


ЧИНАРИ ОБЭРИУТЫ

Обэриутами называли себя ленинградские писатели, поэты и деятели искусства, входившие в группу ОБЭРИУ (объединение реального искусства), действовавшую в 1928 – 1931 годах при  ленинградском Доме печати. Членами этого объединения были Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Игорь Бахтерев, Борис Левин, Николай Олейников. 

Считается, что  официальная дата образования ОБЭРИУ -  24 января 1928 года. Именно в этот день в Ленинградском доме печати на вечере «Три левых часа» было объявлено об организации ОБЭРИУ. Однако фактически эта последняя выдающаяся поэтическая школа серебряного века появилась много раньше – в 1925 году, когда двадцатилетний Даниил Хармс познакомился с Александром Введенским, Яковом Друскиным и Леонидом Липавским. Вместе эта небольшая группа поэтов составила домашнее поэтическое объединение, вошедшее в историю литературы, как «чинари». 


Название группы по одной версии намекает на духовное звание, по другой – происходит от древнерусского слова «творить». Как бы там ни было, но с 1925 по 1928 года Хармс часто подписывал свои произведения, как «чинарь-взиральник», а Введенский  - «чинарь-авторитет бессмыслицы». 

Чинарей интересовали вопросы богословия, познания мира, проблемы бытия и сущности времени. Они много и охотно экспериментировали с творческими формами,  играли со смысловой нагрузкой слов, пытались разработать свой собственный язык, подобно Велимиру Хлебникову, идеи которого их увлекали. Однако, в отличии от Хлебникова, который работал над фонетикой, чинари меняли смысл и прагматику поэтического языка.

Позже Хармс и Введенский составили костяк ОБЭРИУ, а философия чинарей стала той основой, на которой возникла эстетика Даниила Хармса, ставшего одним из наиболее ярких представителей группы,  а также эстетика ОБЭРИУ в целом.

ЭСТЕТИКА ОБЭРИУ

Основная идея ОБЭРИУ отражена в самом названии группы – веселые экспериментаторы-обэриуты утверждали, что искусство должно быть таким же реальным, как и сама жизнь.  При этом эстетика объединения не представляет собой единой системы – каждый представитель группы придерживался своих собственных взглядов на мир и искусство.  Однако их творчество имело общую направленность. 


Так, все обэриуты считали, что автоматизм, косность мышления, неправильное понимание времени ограничивают наше восприятие и понимание мира, помочь достигнуть истинного видения может лишь создание «реального искусства». Представление обэриутов о реальном искусстве разнились. Хармс, Введенский и Вагинов воплощали идею реального искусства в алогичных, далеких от реальности текстах. Николай Заболоцкий  считал, что взгляд обывателя зашорен и пытался донести до читателя свое, более объективное, мнение об окружающей действительности,

Все обэриуты не рационализировали мир, для них он был загадочен и бессмыслен, в своих произведениях они неизменно стремились к абсурду, к семантическому сдвигу. При этом все представители группы придерживались мнения, что реальное искусство должно быть объективным, поэтому старались максимально вытравить из своих текстов авторскую позицию. Также характерно для творчества обэриутов взаимопроникновение смешного и серьезного, веселого и страшного, радостного и кошмарного.

Обэриуты были романтиками, но романтиками нового времени. Они не призывали к моральной чистоте, их произведения были пропитаны горечью, бедами, страхом перед кошмарной реальностью. Но при этом парадоксальные и алогичные произведения этих поэтов глубоко лиричны и проникнуты тоской по гармоничному, прозрачному, человечному миру.

ТВОРЧЕСТВО ДАНИИЛА ХАРМСА

Даниил Хармс
Даниил Хармс был своеобразным лидером объединения. Именно его взгляды лежали в основе эстетики ОБЭРИУ. Именно Хармс разработал и сформулировал принципы, объединяющие творчество всех обэриутов. По Хармсу искусство имеет свою логику, отличную от логики бытовой. При этом искусство не разрушает предметы, но помогает постигать их истинную сущность. В Декларации объединения поэт писал о том, что между действительностью нас окружающей и действительностью, которую отражает искусство не может быть много общего. По Хармсу,  картину мира определяет сознание, и наше сознание является единственной реальностью.
В творческом наследии поэта – стихотворения, рассказы, повести. Также Хармс широко известен как детский поэт – как и остальные члены группы, он сотрудничал с детскими журналами «Чиж» и «Еж». В некоторые периоды жизни гонорары за детские стихи были единственным доходом поэта. 


Стоит отметить, что хотя сам Хармс терпеть не мог детские стихи, он не позволял себе халтурить. На детских стихах Хармса выросло не одно поколение – когда после долгих лет забвения в СССР началось возвращение Хармса к читателю, издатели в первую очередь начали публиковать его тексты, написанные для детей. Детские стихи Хармса ритмичны, просты, они будят воображение и даже воспитывают. 

Излюбленным творческим методом поэта был верлибр.

Центральное место в творчестве Хармса занимают циклы «Случаи» и «Старуха», в которых фантастичность действия и персонажей переплетается с условностью пространства и времени. Так, главным героем «Случаев» является безыдейный и лишенный каких-либо моральных принципов городской потребитель. Этот обыватель, реалист и прагматик, противен поэту. Хармс считает, что корыстолюбивые, неверующие, лишенные воображения, мещане опасны, и он не скрывает своего страха перед ними. Повесть «Старуха» - это бесконечный страшный сон, в котором главный герой, так похожий на самого Даниила Хармса, пытается вырваться, убежать от преследующих его кошмаров.


Эти произведения были написаны поэтом уже в 30-х годах, после того, как ОБЭРИУ официально прекратило свое существование, а бывшие члены объединения были подвергнуты репрессиям. И «Случаи», и «Старуха» писались Хармсом «в стол» - обвиненный в антисоветчине поэт не мог рассчитывать на то, что когда-либо его творчество будет опубликовано. Тем откровеннее, циничнее, отточеннее становились его тексты.

Мир Хармса дисгармоничен и кошмарен, он холоден и необъятен, бесконечен и непостижим, проникнут чувством неотвратимой беды и необъяснимым страхом. Некоторые исследователи склоняются к мысли, что таким образом умный и чуткий Хармс отразил в своем творчестве обстановку и настроения тех лет.

Поэтика Александра Введенского

Александр Введенский
Александр Введенский был близким другом Даниила Хармса и одной из ключевых фигур ОБЭРИУ.  Творчество этого поэта достаточно трагично, в своих стихах Введенский одержим страхом перед личной смертью, неотвратимой и близкой. Жизнь же кажется ему нелогичной, абсурдной, лишенной смысла, и единственное, что делает логическим все происходящее вокруг – это смерть. От произведения к произведению поэт рисует картины конца света,  массовой гибели, обреченности. При этом в творчестве Введенского присутствуют все эстетические принципы чинарей-обэриутов, представленные и в творческом наследии Хармса. Так, большинство произведений поэта лишены смысла в обыденном понимании, но при этом они позволяют читателю по иному взглянуть на значение привычных слов и словосочетаний,  задуматься о смысле знакомых, избитых высказываний и выражений.

Горит бессмыслицы звезда
Она одна без дна

Игра в бессмыслицу, гротеск, балаганное балагурство у Введенского не просто языковые эксперименты, под ней скрываются серьезные, философские взгляды поэта. Так, излюбленными темами Введенского были смерть, время и Бог. При этом поэт отрицал законы времени, утверждая, что постигнуть время можно лишь после смерти.


Поэт охотно экспериментировал с творческими формами. Он нередко отдавал предпочтение упрощенным рифмовкам и метрикам, часто умышленно сбивался с ритма, переходя на верлибр. Сочетание правильных, банальных размеров и выбивающегося из ритма верлибра создает странное, напряженное настроение, и выглядит довольно свежо.
 
Чтобы лучше понять творческое наследие Александра Введенского, его произведения нужно рассматривать, как единый текст. Это позволит составить целостное представление о его творческом пути и взглядах, а более простые ранние стихотворения помогут более глубоко понять смысл их поздних работ, которые актуальны и сегодня.

Николай Заболоцкий             

Николай Заболоцкий
Творчество Николая Заболоцкого – это  кропотливый творческий поиск и напряженная работа над созданием своей собственной, натуралистической концепции, которая отражала бы его взгляды на мироздание, как на единую систему, в которую входят, как живые, так и не живые формы. Поэта волновало будущее Земли, человечества, животных и растений. Он зачитывался работами Вернадского, Энгельса, Сковороды, Тимирязева и даже Эйнштейна и пытался поднимать волнующие его вопросы в стихотворениях и поэмах.
     
Вместе с Д. Хармсом и А. Введенским Заболоцкий был основателем ОБЭРИУ, как и другие обэриуты, он изображал окружающую реальность гротескно, ярко, преувеличивая детали. Мир Заболоцкого – сложен и гармоничен.

Также, в отличие от других членов объединения, этого поэта отличает характерная для его творчества оценочность и осудительный пафос. Если Хармс, испытывая ужас перед мещанством, косностью, пошлостью, ищет и не находит возможности спастись от окружающей его бездуховности, то Заболоцкий отчаянно клеймит пороки. Поэт не приемлет мелкую мещанскую жизнь, корыстолюбие,  пошлость «нового быта». И обрушивается на них всей силой своего поэтического таланта.   Показательным в этом отношении является стихотворение «Свадьба»:

…Они едят густые сласти,
хрипят в неутолённой страсти,
и, распуская животы,
в тарелки жмутся и цветы...

Интересно, что в этом стихотворении описана настоящая свадьба – студенческого друга поэта и девушки из нэпманской среды.  Как и другие обэриуты, Заболоцкий находился под влиянием русских футуристов и во многом был учеником В.Хлебникова. От футуризма в творчестве Заболоцкого семантический сдвиг, склонность к смелым экспериментам, версификации, языковая игра.


При этом в стихах Заболоцкого слабо ощущается дыхание эпохи – объект сатиры поэта не столько пороки «нового мира», сколько пороки вообще. Для Заболоцкого не имеет значения цвет флага, под которым приходится жить. Он аполитичен, впрочем, как и другие члены объединения. Именно аполитичность во многом предрешила трагическую судьбу ОБЭРИУ – все члены этой группы были репрессированы.

Философия Якова Друскина

Яков Друскин
Яков Друскин – философ-экзистенциалист и теолог, посвятивший жизнь осмыслению божественного замысла, места и роли в нем человека. Друскин полагал, что в основе человеческой жизни и окружающего нас мира лежит противоречие, так как все нас окружающее представляет собой соединение несоединяемых начал. При этом избавится от этого противоречия невозможно. Таким образом, реальность изначально абсурдна, и наше сознание, стремясь избежать травмирования при столкновении с ее противоречиями, рационализирует ее, пытаясь логически обосновать. Но, как правило, эти обоснования всегда притянуты. Также Друскин считал, что человеческий язык предназначен для обслуживания нашего сознания, не способного объективно воспринимать реальность, а значит также является несовершенным орудием. Таким образом, для того чтобы постигнуть окружающий мир, необходимо отказаться от привычного его восприятия. Друскин был близким другом практически всех чинарей-обэриутов, а его философские взгляды оказали глубокое влияние на мировоззрение и творчество всех членов объединения.


Николай Олейников

Николай Олейников
Николай Олейников был редактором «Ежемесячного Журнала» для детей, того самого «Ежа», где публиковали свои детские произведения многие поэты ОБЭРИУ. Творчество обэриутов было близко поэту, и он примкнул к объединению. Творчество Николая Олейникова – это, на первый взгляд, довольно примитивная сатира. Однако, за примитивизмом часто простеньких и дурашливых  произведений Олейникова  скрываются провокационные выпады в сторону советского официоза и  поднимаются достаточно серьезные философские вопросы. Поэта волновали тема человеческих страданий, ценности человеческой жизни,  тема «маленького человека», нищего духом, незащищенного, бесправного. 

Герои Олейникова – не яркие, сильные, интересные личности, а, как правило, достаточно жалкие, ничтожные, никчемные персонажи. Нередко, чтобы подчеркнуть беззащитность и не нужность своих героев, поэт обращается к миру насекомых, описывая блох, тараканов, глупых букашек. При этом стихи Олейникова отличает тонкая ирония, сложная самобытная поэтика, свой, уникальный язык.
Хрестоматийным считается стихотворение Николая Олейникова «Таракан», в котором поэт поднимает вопрос безусловной ценности каждого живого существа.

Таракан сидит в стакане
Ножку рыжую сосет
Он попался, он в капкане
И теперь он казни ждет

Он печальными глазами
На диван бросает взгляд
Где с ножами, с топорами
Вивисекторы сидят…


Таракан – мерзкое, отвратительное насекомое, жизнь которого ничего не стоит, ведь у него даже и души-то нет. Убить таракана – такая мелочь. Однако автор относится с сочувствием к этому существу, и описывая его физические страдания, боль, ужас перед смертью, задается вопросом – можно ли оправдывать интересами науки, государства или социума убийства и насилие? Кто может определить степень полезности того или иного существа и нужно ли считаться с правами жалких, ущербных, не способных защитить себя «букашек-таракашек»? В принципе, поэт поднимает вопросы обоснования гуманизма, причем гуманизма в европейском его понимании. Нельзя не отметить, что защищая достоинство «маленького человека» умный и чуткий Олейников затронул роковые вопросы своего времени. Ведь именно тогда, в 30-х годах 20-века судьбы тысяч людей вершили описанные поэтом «вивисекторы» - сталинские энкеведешники и гитлеровские штурмовики. И с их точки зрения любой мог оказаться тараканом.


Поэт трагической забавы Константин Вагинов

Константин Вагинов
Молодой поэт Константин Вагинов (Вагенгейм) принимал участие практически во всех поэтических объединениях, действовавших в Петрограде в 20-30х годах прошлого века. Так, он состоял в «Цехе поэтов» Николая Гумилева, был одним из основателей группы «Островитяне»,  посещал поэтическую группу  «Кольца поэтов им. К. Фофанова». Принимал участие Вагинов и в знаменитом вечере «Три левых часа», на котором было объявлено о создании ОБЭРИУ. Не смотря на то, что в разное время поэт примыкал к различным поэтическим школам, нельзя сказать, что хотя бы одна из них оказала серьезное влияние на его творчество -  стихотворения и проза Константина Вагинова совершенно уникальны. Тем не менее с обэриутами поэта роднили иронический взгляд на мир, алогичная форма произведений, склонность к поэтическим экспериментам. Мир Вагинова – фантасмогоричен, абсурден, забавен. Лейтмотивом его творчества была тем художника и социума. Главный герой книг Вагинова – неизвестный поэт, талантливый, но несчастный, безуспешно пытающийся спастись от законов нового времени. Сам Вагинов называл себя поэтом трагической забавы. После смерти поэта его произведения не переиздавались. Лишь в 80-х годах, на волне вспыхнувшего интереса к творчеству обэриутов было выпущено несколько его книг.
.
***  ***  ***
Судьбы всех обэриутов сложились трагически. Даниил Хармс  был арестован в начале 30-х годов, обвинен в антисоветских взглядах и сослан в Курск. Повторно поэта арестовали в 1941 году. Хармс умер от голода в психиатрической больнице блокадной зимой 1942 года. Александр Введенский в начале 30-х  годов вместе с Хармсом был сослан в Курск, откуда вскоре сумел вернуться. Второй раз поэт был арестован в 1941 году. Введенского этапировали в Казань, но в дороге он умер от плеврита. Николай Олейников был арестован за контрреволюционную деятельность и расстрелян в 1937 году. Константину Вагинову удалось избежать ареста – он умер в 1934 году от туберкулеза. Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 года. После освобождения он сумел вернуться в Москву, восстановился в Союзе Писателей и издал несколько книг. Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 году после второго инфаркта. Более повезло Якову Друскину. Он пережил всех коллег по цеху и сумел сохранить и опубликовать многие произведения чинарей-обэриутов. В 1941 году, после ареста Хармса, Друскин сумел проникнуть в квартиру арестованного и спасти весь архив поэта, в том числе неопубликованные произведения самого Хармса, а также его репрессированных друзей Введенского и Олейникова. Незадолго до своей смерти в 1980 году, он передал эти уникальные тексты в Публичную библиотеку.


Возможно, Вам также будет интересно:

Даниил Хармс: азбука абсурда

Верлибр серебряного века: свободный стих в творчестве русских поэтов начала 20 века

Верлибр серебряного века: свободный стих в творчестве Велимира Хлебникова

Верлибр серебряного века: убить Есенина

История верлибра: свободный стих в русской литературе

Карен Джангиров: классика русского верлибра

Верлибр в рок-музыке: Александр Литвинов, Веня Дркин, Фома

Верлибр европейского модернизма: звонкое бессмыслие дадаизма

Что такое верлибр: понятие и особенности свободного стиха




  

1 комментарий:

  1. Дорогая floyd, с праздником Вас. Желаю Вам здоровья и счастья. Примите в подарок песню моей подруги Эльвиры http://video.mail.ru/mail/nadiyaf/_myvideo/12.htm

    ОтветитьУдалить