вторник, 16 октября 2012 г.

Даниил Хармс: Азбука абсурда


Принято считать, что основоположниками литературы абсурда являются француз Эжен Ионеско и ирландец Сэмюель Беккет. Однако, почти за 40 лет до возникновения в Европе этой ветви литературы большинство ее основных идей и приемов были реализованы в творчестве одного из самых неоднозначных советских поэтов – причудливо ироничного, насквозь гротескного мастера абсурда – Даниила Хармса. Мало кто и русских поэтов сегодня имеет такое количество подражателей, как этот чудаковатый и чудной гений рифмованной бессмыслицы.

Даниил Хармс
Он культивировал поэтику абсурда, обогатив традиции русского модернизма гротескностью и алогизмом. Его произведения, эксцентричные, парадоксальные, эпатажные, переворачивали житейскую логику с ног на голову. Слишком революционные для своего времени, стихи, рассказы, пьесы Хармса стоили жизни своем автору. Однако, опубликованные спустя почти тридцать лет, его произведения поразили сначала европейского, а потом и российского читателя. Так, этот блестящий поэт и выдумщик, сумел перешагнув десятилетия, донести до нас свое творчество.

Чинарь-взиральник

Даниил Хармс, биография которого является достаточно типичной для нестандартно мыслящего человека тех лет, при рождении получил фамилию Ювачев. Он родился в 1905 году в среднеобеспеченной петербуржской семье, отец поэта был революционером-народовольцем, сосланным за свою деятельность на Сахалин, где стал духовным писателем.

 В детстве Хармс учился в реальном училище, входящем в состав  Главного немецкого училища святого Петра в Петрограде. Там будущий поэт в совершенстве освоил английский и немецкий языки. Возможно, знание иностранных языков помогло ему в будущем выбрать свой псевдоним, под которым он и стал известен. Биографы до сих пор спорят, что именно может означать фамилия, которой поэт подписывал свои произведения. 


По одной из версий, она происходит от французского слова charm, что означает обаяние. По другой версии, которую косвенно подтверждал сам поэт, она в переводе с английского означает несчастья. Учитывая, что сам Хармс любил играть со смыслами слов, расшифровать его псевдоним вряд ли удастся. Псевдонимом Хармс будущий поэт стал пользоваться уже 1922 году – именно этой фамилией (Daniel Charms) был подписан один из первых литературных опытов поэта. Позже он будет неоднократно менять написание фамилии, всего у поэта было около 40 псевдонимов, в том числе Ххармс, Хаармсъ, Хормс, Ххоермс, Чармс и другие.
 
В 1925 году двадцатилетний Хармс к подписи под своими произведениями стал добавлять еще и странное звание – чинарь-взиральник. Именно в этот период молодой поэт познакомился с поэтом Туфановым, основателем «Ордена заумников DSO», который и свел Хармса с «чинарями» - Введенским, Друскиным, Липавским. 

Значение слова «чинарь» неизвестно – по одной из версий оно является намеком на некий духовный чин, по другой – восходит к славянскому слову «творить». Так или иначе, но идеи «чинарей» об особом языке, о восприятии пространства и времени, об отказе от классических литературных форм увлекли Хармса. Очень скоро он начал называть себя чинарем-взиральником, а затем попытался организовать несколько литературных объединений – организацию Левого Фланга, Левый Фланг, а позже – Академию Левых Классиков.

Реальность, вывернутая наизнанку

Даниил Хармс, стихи которого являются великолепными образцами литературы абсурда, утверждал, что в жизни его интересует только то, что не имеет практического смысла, только то, что принято характеризовать словом «чушь».  Творческий метод Хармса – это выворачивание реальности наизнанку. Он вообще считал, что так называемая житейская логика для искусства – не обязательна. По Хармсу настоящее искусство должно стоять в ряду первой реальности, создавать мир и одновременно быть его первым отражением. При этом искусство имеет свою логику, помогающую познавать предметы. 


Творчество Даниила Хармса – это отражение хаотичности мира, который абсурден не только в своей видимости, но и по существу, смысл, который пытается найти в нем автор, просто не существует. Таким образом произведения Хармса – не бессмыслица, которая как поэтическая система направлена на «борьбу со смыслом», точнее было бы сказать, что автор декларирует полное отсутствие всякого смысла. Это сближает Хармса с сюрреалистами.



Не будет преувеличением сказать, что Хармсу удалось создать свою собственную поэзию, свой собственный театр, свою литературу, которая в принципе не имеет аналогов. Его поэзия очищенного слова, его вывернутый на изнанку, поставленный  с ног на голову мир может выглядеть необычным и абсурдным лишь с точки зрения общепринятых норм. Но эти нормы для Хармса ненавистны. Он сметает их, предлагая раскрепостить воображение, освободить его от давления «житейской логики». Как утверждал сам поэт, он пытался создать истинно реальное искусство – без сомнения, ему это удалось.

ОБЭРИУ

24 января 1928 года, когда в Ленинградском Доме печати на вечере «Три Левых Часа» было создано «Объединение Реального Искусства» - сокращенно ОБЭРИУ. Букву «У» в аббревиатуру добавили просто так, ради смеха. В объединение вошли Даниил Хармс, а также Николай Заболоцкий, Александр Введенский, Константин Вагинов, Борис Левин и Иван Бахтерев. Объединение просуществовало до 1931 года. В этот период Хармсом написано немало пьес, стихотворений, рассказов, но донести свое творчество до читателей было нелегко. Советская власть позволяла существование поэзии абсурда лишь в детской литературе. Как и другие обэриуты – так называли себя участники объединения,- Хармс занимался написанием детских стихов. 



Он сотрудничал с детскими журналами Еж, Чиж, Сверчок, Октябрята. С 1928 по 1931 год поэт выпустил 9 детских книжек – детская литература в тот период была практически единственным источником дохода. По воспоминаниям друзей и близких, Хармсу не нравилось сотрудничество с детскими изданиями, но он не позволял себе халтурить и подходил к работе очень ответственно. Возможно, поэтому детские стихи и рассказы Хармса были высоко оценены Самуилом Маршаком и любимы не одним поколением детей.

По иронии судьбы именно сотрудничество с детскими журналами стало причиной того, что ОБЭРИУ перестало существовать – в 1931 году Хармс, Введенский и Бахтерев были арестованы за антисоветскую деятельность. Практически на первом же допросе Хармс признался в антисоветских взглядах. Протоколы его допросов выглядят, как одна из его пьес. Чего стоит только такое заявление – «Мое произведение «Миллион» является антисоветским потому, что эта книжка на тему о пионер-движении превращена сознательно мною в простую считалку.» Возможно, что следователи решили, что антисоветчина в детской литературе не такое страшное преступление, а может на них произвели впечатление алогичные высказывания самого Хармса, но поэт получил за свое творчество не 10 лет лагерей в Сибири, а всего лишь ссылку в Курск, откуда он вернулся уже через пол года.

Даниил Хармс: проза

Последние десять лет своей жизни опальный писатель провел в полной нищете – даже детские его произведения практически не публиковали, о публичных выступлениях не могло идти и речи. Происходящее сказалось на творчестве поэта – если раньше от работал с поэзией, а излюбленной его творческой формой был верлибр, то в 30-х годах он отдаёт предпочтение прозе. Именно в этот период Хармс пишет одни из лучших своих прозаических произведений – «Случаи», «Старуха», циклы рассказов и сценок. В прозе Хармс развивает стратегию компенсации, упорядочения и гармонизации произведений. Его язык становится более отточенным, изображения мира более циничными, юмор – черным.


 «Случаи» Хармса – это кошмарный рассказ о дисгармоничном мире, в котором жила советская Россия 30-х годов. И лишь этот гениальный поэт-выдумщик осмеивался смеяться над происходящим. Хармс продолжал писать, зная что ничего из написанного им опубликовать не удастся. В 1941 году поэт был вновь арестован – ему вменяли в вину пораженческие настроения. Из доноса следовало, что Хармс якобы заявил, что он не желает служить в армии, а также что Ленинград будет осажден или умрет голодной смертью. Время показало, что поэт был прав, однако в НКВД заявления Хармса показались настолько бредовыми, что они упрятали поэта в сумасшедший дом. Там он умер от голода – блокадной зимой 1942 года.
Влияние творчества Даниила Хармса на современную литературу и искусство до конца не исследовано. Но большинство исследователей признают его влияние на таких авторов, как А.Хвостенко, В.Эрль и А. Волхонский, на представителей русского рока – Гуницкого, Гребенщикова, Бутосова, а также на приверженцев русского постмодерна.


Возможно, вам также будет интересно:

Творчество обэриутов:верлибр русского модернизма

Верлибр в рок-музыке: Александр Литвинов, Веня Дркин, Фома

Верлибр в поэзии Егора Летова

Верлибр Янки Дягилевой: по ушам фальшивой трелью белый стих 

Верлибр в рок-музыке: мир и философия Джима Моррисона

Верлибры: что это такое?

Верлибр серебряного века: свободный стих в творчестве русских поэтов начала 20 века

Верлибр серебряного века: свободный стих в творчестве Велемира Хлебникова

Украинский верлибр: перевернутый мир Михайля Семенко

Ричард Бротиган: верлибр последнего битника

Верлибры современных авторов: Юлия Финтиктикова

Верлибр в рок-музыке: поэзия Иэна Кёртиса

2 комментария:

  1. Как я люблю Хармса! Столько удовольствия получила. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Безусловно Хармс воин.Очень рада знакомству с чудным гением
    Спасибо,Света.

    ОтветитьУдалить